Современное российское антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство российской федерации

Антимонопольное законодательство - это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иных федеральных законов.

Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а так же другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами .

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.

Антимонопольное регулирование, защита конкуренции на товарных рынках - одна из важнейших функций государства.

Несмотря на существующие обширные исследования природы конкурентных процессов в экономике, нет единого мнения среди экономистов об эффективности конкуренции и её влиянии на экономическое развитие.

Cтановление антимонопольной политики в России проходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие .

История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства .

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.

Новая редакция от 26.07.2006 Закона №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (принят 22.03.1991г.) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого документа - «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов» - указывает на его информационно-справочное назначение . Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретении акций в уставном капитале. Соответственно, изменились не только название, но и форма легитимности Реестра.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции…» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства .

Также закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, необходимо уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены. Монопольно высокая цена - это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка .

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Также российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся :

1) соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

2) отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

3) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

4) ценовые соглашения.

Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль) .

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в то же время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

В целом можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между антимонопольной службой и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях. Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Существует много споров о способах регулирования монополий, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле система регулирования монополий далеко не совершенна. Поэтому методы государственного регулирования монополий постоянно совершенствуются, этот вопрос один из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет .

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. В идеале, структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке .

Что касается антимонопольного законодательства в России сегодня, то можно сказать, что в основном был воспринят опыт европейских государств и европейской системы антимонопольного регулирования, которая скорее ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность. В ФЗ №135 «О защите конкуренции» учитывается специфика российской экономики и наряду с ограничением монополий, так же предусмотрены меры к пресечению государственного монополизма .

Экономическая политика России непостоянна - переходит из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором - несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. Эффективное антимонопольное регулирование должно иметь комплексный характер, обеспечивая справедливую конкурентную борьбу среди производителей и продавцов, в то же время учитывать значение для развития национальной экономики крупного бизнеса в базовых отраслях .

Особенностью российского антимонопольного законодательства является его формирование в условиях перехода от одной системы хозяйствования к другой, а также необычайно высокий по сравнению с большинством стран уровень концентрации.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации. Целью антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольными органами на территории РФ является федеральный антимонопольный орган – Министерство по антимонопольной политике (ранее – Государственный комитет по антимонопольной политике). В соответствии с законодательством федеральный орган вправе создавать территориальные органы и наделять их соответствующими полномочиями.

Рассмотрим особенности российского антимонопольного законодательства по сравнению с законодательством США.

В силу исторических причин в Российской Федерации наибольшее внимание уделяется регулированию злоупотреблений экономическим агентом своим доминирующим положением. При этом возможны изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита и повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, для него не выгодных либо не имеющих отношения к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий (ценовая дискриминация), создание препятствий для входа на рынок и выхода с рынка другим фирмам, монопольное завышение и занижение цен и др. Эта особенность законодательства обусловлена высоким уровнем концентрации, в результате чего значительное число рынков оказывалось под контролем одной или нескольких фирм, причем практика разукрупнения, имеющая место в США, оказывалась неприменимой.

Во-вторых, антимонопольное законодательство РФ различает вертикальные и горизонтальные соглашения. Горизонтальные соглашения, наносящие непосредственный урон конкуренции, сразу попадают под действие законодательства. При этом согласованные действия конкурентов считаются противоправными в случае, когда доля участников соглашения в сумме превышает 35 % на рынке определенного товара. В отдельных случаях допускается картельное соглашение между конкурентами, если согласованная политика участников картеля приводит к насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, либо если положительные последствия деятельности картеля превышают потери от жесткости цен.


Регулирование вертикальных связей носит более либеральный характер. Допускается использование вертикальных соглашений как превентивного средства при угрозе злоупотребления доминирующей фирмой своим положением.

В-третьих, одной из сильных сторон российского антимонопольного законодательства является определение доминирующей фирмы через функциональную характеристику – способность оказывать определяющее влияние на условия обращения товара на рынке. Это позволяет использовать данное определение в тех или иных расширенно. Вместе с тем фирма не может быть признана доминирующей при доле рынка, меньшей 35%. При доле 35 - 65% бремя доказательства доминирующего положения лежит на антимонопольном органе, а при доле свыше 65% - на фирме. При этом доля рынка имеет значение в течение длительного времени.

В-четвертых, отношения к слияниям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии – определенной доле активов и рынка. Балансовая стоимость активов выступает основным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35 %. Кроме этого, слияния и поглощения (в российской практике – присоединения) могут быть разрешены, если их положительные эффекты превышают отрицательные. Последний пункт наиболее важен в свете формирования вертикально и горизонтально интегрированных структур типа нефтяных, газовых и металлургических холдингов.

Наконец, основными методами регулирования монополий в России являются:

· государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях;

· принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· ценовое регулирование монополистического поведения путем установления лимита цен, и предельных коэффициентов изменения цен, лимита рентабельности, установления.

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления :

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования :
- поддержка здоровой конкуренции;

Обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

Пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

Недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

Создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены : злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

Оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

Антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

Применение ограничительных мер;

Противодействие недобросовестной конкуренции;

Контроль за экономической концентрацией;

Снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

Антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

Запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

Контроль в сфере размещения государственных заказов;

Анализ рынков;

Обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к : установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция , в том числе:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией .Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний . Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии . Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ . Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением .

Основные цели антимонопольного законодательства:
    1. определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    2. обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Структура антимонопольного законодательства

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ "О защите конкуренции", можно назвать следующие.

Не для кого ни секрет, что там, где есть спрос, всегда присутствует предложение. Если компаний, готовых удовлетворить нужды потребителей, больше, чем одна, то это свидетельствует о присутствии на рынке такого понятия, как конкуренция. С ее помощью удерживаются цены, качество и количество товара. Если же фирма или организация, предлагающая населению тот или иной вид продуктов или услуг, существует в единственном экземпляре, то вероятно появление так называемой монополии (в переводе с греческого означает «один продавец»).

Положительные и отрицательные стороны присутствия на рынке компании-доминанта

С одной стороны, наличие такого явления благотворно влияет на развитие достижений науки и техники, позволяет внедрять новейшие технологии, вливать средства в подготовку квалифицированных рабочих кадров и т.д. С другой стороны, монополизация того или иного сектора экономики имеет ряд отрицательных моментов. Так, первым и наиболее важным является подавление движущей силы развития рыночного прогресса — конкуренции.

Второй фактор плавно вытекает из предыдущего. Отсутствие конкуренции позволяет устанавливать цены, которые будут приемлемы в первую очередь для предприятия. То есть существует вероятность увеличения стоимости товара при уменьшении объема его выпуска. Фирмы-монополии способны искусственно замедлять процесс развития новых технологий, а также разорять природные ресурсы и загрязнять окружающую среду.

Любая попытка среднего или малого бизнеса аналогичного характера раскрутиться и выйти на рынок искореняется. Как в таком случае бороться с монополиями? Каким образом можно поддерживать развитие конкуренции и не допустить возможности появления единолично руководящих на рынке фирм? Для предупреждения всех отрицательных последствий, связанных с монополизацией экономики, во многих странах мира, в том числе и в России, существует антимонопольное законодательство. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой данная сфера права, откуда она появилась и каково ее развитие.

История зарождения

Функции и задачи организации

Это ведомство напрямую подчиняется председателю правительства страны. Если рассматривать в совокупности, то Федеральная антимонопольная служба занимается урегулированием вопросов, так или иначе связанных с возникновением и развитием монополий. В частности, это подразделение:

1. Решает вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией.
2. Занимается пресечением, а также ограничением и предупреждением действий, влекущих за собой появление монополий.
3. Контролирует соблюдение всех имеющихся требований и постановлений, касающихся антимонопольного законодательства.

Все организации, работающие на российском рынке, объем продаж которых составляет более 35% от общего по стране, занесены в специальный государственный реестр. Этот список позволяет ФАС осуществлять надлежащий контроль за деятельностью монополий и возлагать на них ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Рассматриваемая служба разрабатывает новые предложения по совершенствованию развития конкурентоспособной экономики. Также она дифференцирует использование этих мер в зависимости от сферы рынка.

Различные толкования

В настоящее время в России совершаются шаги по созданию полноценной конкурентоспособной среды национальной экономики. Они предусматривают продвижение товаров на мировой рынок, уменьшение риска появления трестов или союзов в той или иной рыночной нише. На данном этапе развития антимонопольное законодательство РФ далеко не совершенно. Многочисленные подводные камни имеющихся постановлений и различное толкование их пунктов приводят к появлению негативных последствий, ответственность за которые ложится на правительство и бизнесменов. Даже самое незначительное нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезному ущербу.

Федеральные законы, которые необходимо знать: первая часть

Кто предупрежден, тот вооружен. Именно поэтому крупным организациям следует знать правила и законы, которые содержит федеральное антимонопольное законодательство.

Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций. К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании-доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями:

1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный акт вступил в силу двадцать второго марта 1991 года. Он является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями-монополистами.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он был принят двадцать третьего июня 1999 года.

Федеральные законы, которые необходимо знать: вторая часть

Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование подобного рода объектов опирается на несколько правовых актов:

1. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой. А вступил в силу несколько позднее — 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям.

2. Принятый 28 апреля 1997 года указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства».

3. Двадцатого декабря 1997 года было подписано постановление Правительства РФ «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».

4. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», вступившим в силу в конце марта 1996 года.

Стоит отметить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Российское антимонопольное законодательство на местах не имеет принципиальных отличий от общего положения, действующего на всей территории страны. Принятие дополнительных актов на региональном уровне свидетельствует лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям легитимный характер в некоторых отдельных областях государства.

Следует обратить особое внимание на то, что антимонопольное законодательство имеет ряд ограничений, которые стесняют свободу принятия решений различными субъектами хозяйственной деятельности. И, что самое интересное, оно имеет уникальную по сравнению с другими правовыми системами России, весьма абстрактную структуру. Последняя, в свою очередь, состоит из ряда отвлеченных понятий.

Описание основного акта

Двадцать второго марта 1995 года правительством РСФСР был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На протяжении нескольких десятилетий этот акт дополнялся и пересматривался. В дальнейшем статьи документа и стали определять основной принцип работы механизма под названием «Антимонопольное законодательство».

Изначально постановление состояло из семи разделов. Постепенно некоторые из них были заменены отдельными законами, другие попросту утратили силу. Однако именно этот документ является основным в формировании антимонопольной политики России.
Вкратце рассмотрим, что содержит каждый раздел этого акта:

1. Первая часть закона называется «Общие положения». Она состоит из четырех статей, которые повествуют о/об:
а) целях, преследуемых этим постановлением, и о таком механизме, как антимонопольное законодательство, а также о его структуре;
б) сфере применения самого закона;
в) антимонопольных органах федерального и регионального масштаба;
г) основных понятиях, которые встречаются по тексту документа.

2. Второй раздел является основным и наиболее важным для организаций. Здесь описывается характер, а также даются возможные признаки присутствия на рынке компании, ведущей монопольную деятельность. Статьи 5-9 регулируют работу организаций, занимающих доминирующее положение в той или иной сфере экономики.

3. Состоящий из одной статьи третий раздел закона рассказывает о таких понятиях, как и антимонопольное законодательство как средство борьбы с ней.

4. Четвертая часть закона состоит из шести разделов. Каждый из них по очереди дает ответы на следующие вопросы:

а) каковы задачи и функции антимонопольного органа;
б) что включают его полномочия;
в) каковы права органа в получении информации различного рода;
г) необходимо ли предоставлять данные вышестоящим инстанциям;
д) что включают обязанности антимонопольного органа в вопросе соблюдения коммерческой тайны;
е) каково содействие органов в развитии предпринимательства и конкуренции.

5. Пятый раздел раскрывает перед читателем различные виды за предприятиями-монополистами. Он содержит четыре части.

а) обязательном исполнении предписаний и распоряжений, выданных антимонопольным органом;
б) видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
в) обязательствах коммерческих и некоммерческих предприятий в случае невыполнения пунктов рассматриваемого акта;
г) ответственности за нарушение закона руководителями и другими лицами;
д) взыскании убытков;
е) ответственности лиц федерального антимонопольного органа в случае нарушения пунктов закона.

7. Последний раздел устанавливает порядок принятия, исполнения или обжалования предписаний, которые были выданы антимонопольным органом.

Такова структура изначального закона, регулирующего деятельность доминирующих организаций. Постепенно многие статьи этого документа стали отдельными полноправными актами.

Методика проверки нарушений антимонопольного законодательства

Примечательно, что в большинстве своем этот закон запрещает не само действие как таковое, а эффект, который может появиться после него. Именно этот факт влечет за собой огромные трудности не только для субъектов хозяйственной деятельности, но и для других лиц и организаций.

Основная сложность возникает при определении перечня действий, которые могут привести к различного рода отрицательным последствиям, затрагивающим антимонопольное законодательство и регулирование процессов предпринимательской деятельности. Если понять, что те или иные моменты приведут к нарушению правового акта, то можно спокойно планировать развитие организации и оценивать хозяйственные риски. В другом случае возможности для нормального процесса работы попросту нет.

Как правило, для того чтобы выяснить отрицательный эффект тех или иных предпринятых организацией действий, необходимо провести глубокий экономический анализ. Единой методики для проверки нет. Дела о нарушении антимонопольного законодательства проверяются, исходя из нормативного акта № 220, который называется так: «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Это постановление утверждено 28 апреля 2010 года приказом ФАС Российской Федерации.

Загрузка...
Top