Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Для чего создан весь этот мир

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков. Этот перечень не случаен, достижение каждой последующей цели зависит от того, достигнута ли цель предыдущая. Вот как это объясняют ачарьи, духовные наставники ведического знания.

Без религии человеческое общество не может существовать. В природе человека – поклоняться кому-либо или чему-либо, и, если даже внешне государство провозглашается светским, нетрудно заметить, что люди все равно поклоняются вождям, диктаторам, фюрерам, председателям верховных советов или президентам. Также в человеческом обществе поклоняются великим поэтам, музыкантам и другим видным деятелям науки и искусства. В ведическом обществе поклонялись исключительно Богу, однако в разные времена делали это по-разному.

Бог является основой всего, именно из Его энергии Брахма творил вселенную. Об этом в подробностях рассказывает вторая песнь «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что Брахма был рожден на цветке лотоса, росшем из пупка Господа Вишну (Бога). Поскольку вселенная тогда была пуста, Брахме ничего не оставалось, как воспользоваться частями вселенского тела Господа, чтобы создать вселенную такой, какой она была прежде. Таким образом, все, что нас окружает, - суть проявление вселенской формы Всевышнего Господа. Поклоняться Господу – значит использовать Его энергию в служении Ему. Это подобно тому, как сын, получив карманные деньги от отца, покупает отцу подарок. Деньги в любом случае остаются энергией отца, однако такое поведение сына доставляет отцу наслаждение. Бог – личность, и Он способен испытывать удовольствие или огорчение. Душа вечно связана с Богом отношениями слуги и господина, вот почему Кришне (Богу) нравится, когда мы пытаемся восстановить эти утраченные отношения, поднося Ему то, что Он хочет. Богу не нужны никакие материальные вещи, однако, чтобы мы могли проявить свою любовь к Нему, Он говорит, что примет даже «цветок, плод, листок или воду, если это поднесено с любовью». Кришна (Бог) принимает только любовь. В этом смысл слова «религия».
Дхарма, религиозные обязанности, порой выполняются машинально, без любви к Богу. Тем не менее, даже такие действия имеют свои последствия. Человеческое общество, должным образом исполняющее свои обязанности в рамках системы варнашрама , также считается идущим по пути истинной религии. «Дерево познается по плодам», подобным же образом, узнать, действительно ли люди следуют религиозному пути можно по процветанию экономики. В контексте Вед экономическое процветание не означало массовое производство ширпотреба; также нигде в Ведах не встречается указаний искусственно раздувать потребности человека. Современная индустрия, лишившая людей свежего воздуха и чистых водоемов, не считалась в ведической культуре признаком экономического процветания. Символом экономического процветания являлась корова. Корова считалась матерью, поскольку человек пьет ее молоко. Из молока приготавливается топленое масло, столь важное при огненных жертвоприношениях. Вот почему в ведическом смысле экономическое развитие – это развитие сельского хозяйства, в особенности разведение коров. Массовое убийство коров – признак безбожного общества. Такое общество не будет знать мира. Все в таком обществе будут огрызаться друг на друга, подобно кошкам и собакам, и уделом такого общества будут войны и нищета. Никто в таком обществе не может рассчитывать на достижение третьей цели – чувственного наслаждения. Центром чувственной деятельности является ум.


Ум – это тонкая энергия нашей психики, которая определяет наше настроение и даже планы на будущее. Депрессии, возросшие до масштабов национальных бедствий, являются на сегодняшний день второй проблемой после СПИДа. Никто не знает, что такое покой и счастье. Люди постоянно пребывают в тревоге. В погоне за миражом материального успеха люди, не задумываясь, совершают один грех за другим, одну глупость за другой. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что днем такие люди тяжело трудятся, а ночью либо спят, либо занимаются сексом. Законы материальной природы неизменны, в отличие от законов, принимаемых в законодательных собраниях мирских политиков. Чем больше человек забывает о своей духовной природе, тем тяжелее материальная природа заставляет его работать, не покладая рук. Иногда, чтобы хоть как-то скрасить свое непроглядное существование, люди возводят такой скотский труд на пьедестал высших человеческих ценностей. Однако практика показывает, что, как только человеку выпадает возможность, он перестает работать. Таким образом, без подлинного развития экономики, базисом которой должно быть духовное развитие (дхарма), человек не способен удовлетворить свои чувства и ум.

Неудовлетворенные люди постоянно враждуют друг с другом, называя свою вражду радением о национальных интересах или еще как-то, однако подлинная причина такой вражды – в неудовлетворенных потребностях. Жизнь человека в ведической цивилизации была проста, зато мышление было возвышенным. Подлинные знания содержатся в Ведах, древнейших священных писаниях мира. Человек всегда стремится к знаниям, содержащимся в Ведах, однако сегодняшний «образованный» скептик по недомыслию отвергает авторитетное знание Вед и придумывает свои пути к счастью. В результате у людей формируется неверное представление о четвертой цели жизни – освобождении.

Спасение, или освобождение, всегда было любимой темой обсуждения в кругу философов и богословов. В наше время этих отважных людей заменили ученые, которые уж который год бьются над созданием пресловутой таблетки от смерти. Но, если оглянуться назад, мы увидим, что всё, что создали ученые за последние несколько столетий, - это лишь более смертоносные виды оружия, призванные не отдалять, а приближать смерть. Большая ложь, которой потчуют людей уже не первый год – причина отчаяния у современной молодежи, которая потеряла ориентиры и не способна более адекватно воспринимать реальность. За немногими исключениями, почти вся молодежь современной России переживает жесточайший кризис, заключающийся в том, что в жизни у людей нет цели, кроме наживы, и, если эта цель представляется недостижимой, у человека вообще пропадает желание жить. Четвертая цель жизни, согласно Ведам – освобождение от оков иллюзии, познание своего истинного «я», бессмертного, вечно блаженного и исполненного знания. Именно Веды могут помочь современному человеку изменить свой взгляд на будущее, найти себя и в материальном, и в духовном плане, и сделать нас по-настоящему счастливыми.

В индуизме выделяется четыре основные цели жизни, пурушартхи, которые представляют собой дорожную карту счастливой жизни в человеческом теле. На разном этапе жизни преобладает разная цель и чем четче вы понимаете, что это за цель, тем счастливее вы становитесь.

Дхарма - первая и основная из целей жизни. Дхарма - это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

Артха - вторая цель жизни домохозяина: достижение материального благополучия. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен достичь определённого уровня финансового комфорта и не переживать, как накормить семью, заплатить за коммунальные услуги и так далее. Усилия и средства для реализации этой цели должны иметь праведную и моральную основу. Артха может быть реализована только при исполнении дхармы и законными средствами.

Кама - это удовлетворение здоровых биологических, физических и материальных желаний в соответствии с принципами умеренности и дхармы. Чтобы получить удовлетворение от жизни, ощутить её полноту, вкус, мы должны испытать радость семейной жизни: ласку супруга, радость рождения ребёнка, родительскую любовь, отпуск, проведённый на море, покупку платья или автомобиля. Всё это кама.

Мокша означает освобождение от оков майи (иллюзия, обусловленный мир), циклов рождения и смерти. Мокша - конечная цель человеческой жизни и достигается за сёт принятия прибежища в Боге, смирения и реализации своего истинного «я».

Узнать больше об этой концепции можно, приняв участие в

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Какова же цель человеческой жизни? Часто этот вопрос заводит человека в тупик, потому что он либо об этом никогда не думал, либо думал, но ответа для себя не нашёл. Многие ещё отвечают, что главное в их жизни – это семья и дети.

Конечно, это лучше, чем жить совершенно бесцельно, но на самом деле, как говорят ведические писания, семья и дети – это не цель жизни, а лишь одна из обязанностей, выполняя которую, человек может приблизиться к пониманию смысла своего существования на этой планете.

Думаю, каждый из вас согласится, что больше всего на свете мы хотим стать счастливыми. Проблема в том, что мы не знаем, как это сделать. Поэтому идём искать это счастье в самых разных местах, зачастую туда, где его нет и не может быть. За ошибки в направлении этого поиска мы расплачиваемся неудачами и разочарованиями в своей жизни.

Всё дело в том, что счастье, как и всё в этом мире, бывает в трёх гунах материальной природы (или на трёх уровнях). Счастье в невежестве – это, например, ограбить банк, пойти напиться водки или съесть много-много сладкого, чтобы хоть как-то заглушить душевную боль, заставить замолчать голос совести, который всегда указывает на проблему, и который мы не хотим слышать. Такой вид счастья даже счастьем то назвать трудно, и он опасен последствиями, о которых все знают.

Счастье в страсти – это, например, много работать, чтобы заработать деньги и поехать в отпуск на Гавайи или построить дом, оплатить ипотеку, купить машину и т.д.. При этом мы теряем личное время, здоровье и семейное счастье. Но человек в страсти об этом не думает, ради своей выгоды он готов пожертвовать многим в своей жизни. Такое счастье недолговечно и то, что мы приобретаем несопоставимо с тем, что мы в результате теряем.

Счастье в благости – это жить не только для себя и удовлетворения своих потребностей, как в первых двух случаях, а начать служить обществу тем или иным, доступным вам, способом. Здесь существует бесконечное количество ступенек для роста. И с каждой ступенькой, делая всё больше и больше для других, человек становится всё более счастливым. Этот вид счастья имеет свойство только возрастать со временем.

Есть четыре основных цели человеческой жизни, к которым нужно стремиться, если мы хотим стать счастливыми именно в благости:

1.Дхарма (долг);

2.Артха (материальное процветание);

3.Кама (чувственное наслаждение);

4.Мокша (освобождение).

В основе этих четырёх целей лежит знание, что мы – вечные души, которые раз за разом приходят на эту Землю, чтобы выучить определённые уроки. Мы не случайно рождаемся в тех или иных условиях. Каждый раз эти условия разные, но есть четыре основных долга (обязанности), которые остаются неизменными:

1.Я – хороший ребёнок;

2.Я – хороший супруг (супруга);

3.Я – хороший родитель;

4.Я – хороший специалист.

Правильное исполнение каждой из этих четырёх обязанностей и есть следование пути дхармы. Для того, чтобы понять, в чём именно заключаются твои обязанности, как ребёнка, супруга (-ги), родителя и специалиста, нужно изучать законы этого мира, описанные во всех священных писаниях, которые дошли до наших дней. Также необходимо изучать психологию, знать, в чём отличие мужской и женской психики, учиться строить гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми.

Есть два вида дхармы: упа-дхарма и санатана-дхарма. Упа-дхарма – это, как раз, те четыре обязанности, про которые мы сказали выше. А санатана-дхарма – это высший долг человека – служение Богу (или Высшему началу). Причём, не обязательно служить ему в храме, быть монахом и жить в уединении, служить можно и в обычной повседневной жизни.

Каждый из вас может вспомнить какую-либо ситуацию, когда он совершенно бескорыстно кому-то помог, когда без вашей помощи человек сделал бы неверный шаг, потерял бы семью, здоровье или даже жизнь. Вспомните это ощущение радости и счастья, которое вас тогда наполняло. Это и есть наше высшее предназначение – улучшать этот мир, творить добро, помогать другим. Служа людям, тем самым мы служим Богу и развиваемся как душа.

Если человек добросовестно исполняет свой долг (дхарму), то, рано или поздно, он обязательно достигнет артхи, то есть процветания (материального благополучия). Кама (чувственное наслаждение) тоже является следствием выполнения человеком дхармы.

Но в наше время люди не хотят следовать пути дхармы, они зачастую даже не знают, в чём состоит их долг. Нас с детства учат в школе физике, математике, но не преподают самых главных уроков: в чём цель нашей жизни, как строить отношения в семье, с коллегами, каково должно быть правильное отношение к работе…

Современное человечество, в большинстве своём, живёт в гуне страсти. Они относятся к работе, как к средству зарабатывания денег, а деньги им нужны для удовлетворения своих чувств и желаний. То есть, люди изначально всё перепутали: практически полностью исключив самую важную цель жизни – научиться выполнять свой долг по отношению к другим людям, они решили любыми путями прийти к последующим двум целям: артхе (процветанию) и каме (наслаждению).

Но так как это стремление в гуне страсти, то и счастье от него можно получить лишь временное, заплатив за него довольно высокую цену. Расплачиваемся мы обычно здоровьем, семейным благополучием, свободным временем, которое мы могли бы потратить на духовное развитие.

Есть ещё четвёртая, самая важная цель человеческой жизни – это мокша (освобождение). Если человек находится в гуне невежества или страсти, для него освобождение – это смерть, а смерть в его понимании – это небытие или бездействие и наслаждение в лучшем случае.

Для человека, живущего в гуне благости, смерти не существует вообще, он осознаёт себя вечной душой, стремящейся к Богу. И освобождение для такого человека – это лишь освобождение от оков этого материального мира и дальнейшее служение Всевышнему в духовном мире. В духовном мире нет страданий, для душ, живущих там, наивысшим наслаждением является сам процесс бескорыстного служения, а не результат.

Итак, подведём итог, мы все на этой Земле, так или иначе, ищем счастья, этот поиск и является смыслом нашей жизни. Но главное, научиться различать, к счастью в какой гуне мы стремимся. Если мы хотим достичь всевозрастающего счастья без пагубных последствий для своей жизни, то необходимо научиться следовать пути дхармы, то есть подробно изучить, в чём состоит мой долг по отношению к окружающим меня людям.

Дхарма – это фундамент, на основании которого выстраивается наша дальнейшая судьба. Артха (процветание) и кама (наслаждение) приходят к нам, как следствие нашей жизни в согласии с законами этого мира. Конечная цель наших многих воплощений на этой планете - мокша (освобождение), которая является кульминацией первых трёх целей. Понять смысл своей жизни можно лишь став осознанным, а осознанным можно стать только поняв, что Земля – это школа жизни, и мы - ученики в этой школе, где каждый день мы проходим определённые уроки и время от времени нам приходится сдавать экзамены. Осознанность – это умение видеть и понимать значение тех уроков, которые преподносит нам жизнь.



Рассказать друзьям

Книга «Четыре цели семейной жизни » демонстрирует, как семейные пары нашего времени могут построить глубокие и долговечные отношения, и одновременно с этим развиваться духовно, вместе идя по пути из четырех составляющих, превозносимых в ведической культуре с древних времен: «дхарма», «артха», «кама» и «мокша» - праведные поступки, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение).

Э. Берк Рочфорд мл., д-р философии, профессор социологии и религии,
Колледж Миддлбери, США, сказал о книге следующее:

«Здесь мы можем найти рецепт успеха в семейной жизни, который приводит в равновесие её материальную и духовную составляющие. Это замечательное произведение, которое следует прочитать каждому, кто идет по духовному пути в современном мире».


Книга «Четыре цели семейной жизни » «... наполненная подлинными цитатами из священных писаний и тщательно, с воодушевлением и преданностью делу подготовленная, рассчитана на читателя, пребывающего в поиске вечных истин о браке и семейной жизни. Её просто необходимо прочесть всем серьезным парам, которые стремятся иметь семью, основанную на и чувстве единства».

Д-р Лакшми — богиня процветания

">Лакшми Даджак, доктор медицины (Луизиана),
специалист по семейной терапии и вопросам брака.

XIII Благодарности
XV Предисловие
XVII Вступление
XX Введение

1 Виваха
2 Священный брак
3 Ведическое общество
9 Астрология
10 Характеры и вкусы
14 Варна
17 Природа
19 Культура
21 Милость Бога
22
26 Верность

2 Грихастха-
(Духовная семейная жизнь)
32 стр
35 Духовная культура
40 Под защитой семьи
43 Естественное положение
47 Крепость
51 Четыре цели

3 Дхарма — обязанности человека в соответствии с его варной и ашрамом

">Дхарма (Принципы религии) 60 стр
64 Варнашрама-дхарма — наука организации совершенного человеческого общества, изложенная в Ведах,в которой общество делится на четыре сословия и четыре уклада жизни человека.
Варна — общественно-профессиональная природа человека.
Ашрам — уклад жизни человека.
Дхарма — это обязанности человека в соответствии с его варной и ашрамом: внутренним качеством живого существа является служение другим.

">Варнашрама-дхарма
.
70 Варна-дхарма
80 Ашрама-дхарма
82 Грихастха-дхарма
86 Санатана-дхарма (санатана-дхарма) — предназначение всех живых существ, вечная религия, соответствующая их изначальному
положению, преданное служение Верховному Господу.

">Санатана-дхарма

93 для грихастх
95 Шриванам (Слушание и воспевание)
106 (Путь преданности)

4 Патни-дхарма (Обязанности замужней женщины) 120 стр
120 Сати ()
123 мужу
145 Поддерживать мужа
155 Быть любезной с родственниками и друзьями мужа
156 Следовать обетам мужа

5 Пати-дхарма
(Обязанности женатых мужчин)
172 стр
172 Защищать жену
176 Быть верным жене
186 Содержать жену и детей
189 Быть слугой Бога
197 Освобожд ать зависящих от него из материального существования

6 Артха (Экономическое развитие)
211 Варна (Естественное занятие)-
225
233 (Поклонение Божествам)
246 Дана (Благотворительность)
262 Раздача голодным
266 Прием гостей

7 Кама (Удовлетворение чувств) 270 стр
274 Еда, сон, совокупление и защита
278 Кандалы секса
282 Половая жизнь в соответствии с заповедями религии
285 Обучение детей
290 Гарбхадана-самскара
297 Планирование семьи
303 Дама (самоконтроль)
318 Высший вкус
325 От камы к преме

8 Мокша (Освобождение) 332стр
337 Развитие отрешенности--
342 Одухотворение отношений
347 Простая жизнь
357 Ванапрастха-ашрам
363 Пять видов освобождения
366 Бхакти — искренняя безкорыстная преданность Богу, проявляемая в служение в настроении заботливой Любви.

">Бхакти (Чистое )
372 Панчама-пурушартха (Пятая цель)

379 Приложения
380 Заключение
383 Словарь имен и терминов
404 Об авторе

Предисловие к книге
«Четыре цели семейной жизни»

Книга «Четыре цели семейной жизни » была написана в ответ на общий недостаток литературы, посвященной вопросам брака и в свете древних классических источников. В наше преобладает высокий уровень разводов, приводящий к печальному увеличению количества разбитых семей, но мы можем многому научиться у древних культур, которые процветали и преуспевали на основе крепких браков и сплоченных семей. В наше время для семейных людей одно лишь содержание семьи и сохранение в ней гармонии может стать нелегким делом. Поэтому как мужья, так и жены могут получить неоценимое благо от божественного вдохновения и помощи.

В основу книги «Четыре цели семейной жизни » взята арийская цивилизация древней Индии, которая доминировала на мировой сцене до тех пор, пока она не начала приходить в упадок примерно 5 000 лет назад. Лидеры этого общества руководствовались наставлениями жрецов-брахманов, прекрасно разбирающихся в Ведах и дополнительных трудах, известных под общим названием «Ведическая литература ». Самые важные из этих писаний были сохранены до нашего времени в санскритском оригинале, а многих из них сегодня доступны в переводе на английский и другие языки мира.

Описывает широкий спектр тем, включая теологию, философию, грамматику, логику, математику, астрономию, медицину, архитектуру, политику, социологию и другие дисциплины. Арийская цивилизация, построенная на этих науках, достигла высокого культурного развития и обрела всемирное влияние. Ведическое общество было организовано в соответствии с варнашрамой - системой социального и духовного сотрудничества, предоставляющей людям конкретные жизненные указания соответствующие их роду деятельности и стадии жизни.

В основу книги «Четыре цели семейной жизни» положены самые существенные ведические учения для семейных людей , переложенные на современный язык. Главные принципы этих учений актуальны и ценны не только для людей определенной эпохи или географического места проживания, но и для всех семейных людей, вне рамок времени и пространства. В книге объясняется, как семейные пары могут построить , следуя классическим правилам и сотрудничая друг с другом, чтобы уравновесить свои материальные и духовные цели. В нынешнем мире, в котором ведическую культуру и варнашраму заменили нравственное падение и общественный хаос, главные принципы ведических духовных и социальных поучений актуальны и крайне 8необходимы, как никогда ранее.

Бхакти дает 4 цели жизни: артху, каму, дхарму, мокшу. Бхакти содержит в себе все разновидности счастья, в том числе счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. Бхакти избавляет от страданий. Бхакти быстро помогает живому существу проявить благочестивые качества. Бхакти дает счастье преданного служения Верховному Господу. Сопровождающим фактором бхакти является знание. Величественная природа бхакти помогает развить привязанность к Верховному Господу.

Лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6

Длительность: 00:29:30 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 657 | скачано: 847 | избрано: 51

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая.

00:00:19 Итак, добрый вечер, дорогие преданные! Мы рассмотрели с вами вчера 31-й текст, в котором Шрила Рупа Госвами привел там утверждение, которое озвучивается в тантрах, которое гласило о том, что бхакти-йога дает человеку поразительные мистические силы, материальное наслаждение, вечное счастье осознания брахмана и бесконечное блаженство в служении Верховному Господу . Мы немножко обсудили эти моменты, и я надеюсь, что пришли к пониманию того, что самая главная идея, которую нужно было понимать, она заключалась в том, что если преданный, он относится вообще к проявлению мистических сил в своей жизни, или возможностей чувственного наслаждений (сюда входит, скажем, и благополучная жизнь, я не знаю, там хорошая жена, хорошие дети, хорошая работа – все это есть формы чувственного наслаждения в этом материальном мире), если к преданному приходит это все, и преданный считает это следствием своего преданного служение, то есть, как награду от Верховного Господа, которую он так или иначе может использовать для того, чтобы спокойно и счастливо в этом материальном мире совершать своё преданное служение, то в этом случае всё в порядке.

00:01:44 Если же преданный, он обращается к каким бы то ни было процессам с менталитетом, что бхакти ему чего-то не дало…да, тут точно также мы можем для того, чтобы пример был понятен, да, например, человек может быть болен, и он может сидеть и со всей искренностью повторять мантру для того, чтобы эта болезнь у него прошла. Но на самом деле эта болезнь пройти не может, допустим, такая болезнь, которая на самом деле, она требует хирургического вмешательства, например, да? Тогда мы понимаем, что мантра, если мы посвящали этому мантру, то мантра, она делает так: мы встречаем хорошего хирурга, который делает нам операцию, и мы избавляемся от того, что нам было нужно. И преданный, он думает, что это именно повторение мантры вот этого хорошего врача привело в его жизнь. А непреданный, он думает, что повторение мантры ему ничего не дало, его болезнь не излечилась, и он был вынужден обратиться к врачам. Этим отличается менталитет преданного от менталитета на самом деле оскорбителя, так скажем, немножко строго скажем, но оно гораздо больше соответствует содержанию того, что эта ситуация с преданным происходит. Теперь, со вчерашней лекции мы должны были принять вот это понимание, эту внутреннюю установку, и тогда у нас, что бы ни происходило в нашей жизни, мы понимаем что, что бы мы ни получали – это является следствием нашего преданного служения.

00:03:45 Итак, тексты 1.1.32. (Читает на сакскрите). Перевод: В «Хари бхакти сутрудари» также говорится: «О, Господь девов! И вновь я молю тебя даровать мне твердую преданность тебе. Бхакти – это лиана, плодами которой являются артха, карма, кама и мокша, а также счастье осознания Господа . Комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура: «я молюсь о том, чтобы обрести бхакти - лиану, приносящую четыре вида плодов человеческих усилий, высшим среди которых является освобождение. Лиану, приносящую блаженство осознания Господа, в свете которого меркнет даже освобождение ».

00:04:50 Таким образом, мы видим, что Шрила Рупа Госвами, он просто сейчас приводит предыдущий текст, он был из тантр, теперь из « », мы получаем одну и ту же идею. Мы получаем одну и ту же идею, что бхакти в свою очередь точно так же даёт, предоставляет человеку экономическое развитие, предоставляет человеку дхарму, (дхарма - это означает силу исполнения обязанностей, будем говорить так), каму – возможность исполнять свои желания, и в конечном итоге - мокшу, то есть, возможность освобождения.

00:05:32 То есть, это те результаты, которые бхакти реально дает и которые очень желанны для обусловленных живых существ – мы это должны понимать, что обусловленные живые существа, они на территории (неразборчиво)-бхакти, они очень нуждаются - они нуждаются в том, чтобы улучшить своё экономическое положение с помощью своё практики, достигнуть уровня счастья в отношениях, которое на самом деле возможно только при том, когда живые существа каждый исполняет свои предписанные обязанности, которые называются дхармой. Иметь возможность на основе этого исполнять свои желания и одновременно учитывать желания других живых существ. То есть, это кама - это означает территория исполнения желаний и не только наших – вот это очень важный момент. И в конечном итоге – достижение освобождения из материального мира. То есть, мы постоянно видим, что освобождение приходит после камы, то есть, после возможности исполнять свои материальные желания .

00:06:52 Теперь. Ну, это совершенно одна и та же тема, поэтому нам здесь, в основном говорить не о чем, просто мы должны понимать, что бхакти дает результаты фактически варнашрама-дхармы, потому что на самом деле артха, кама, мокша – это различные, значит, уровни варнашрама-дхармы, то есть, карма-йоги. И бхакти эти результаты дает . То есть, когда было сказано, что вообще существует три вида счастья: счастье, идущее от…, простите, четыре: счастье от материальных объектов, счастье от осознания брахмана и счастье, которое приносит Господь – три вида. И сейчас Шрила Рупа Госвами говорит о том, что счастье, которое может идти от материальных объектов, бхакти это счастье спокойно дает. Когда мы говорим о материальном счастье, мы должны понимать, что существует грубое счастье, если так можно сказать, и тонкое. Тонкое счастье, оно связано с мистическими возможностями человека, грубое счастье – это уже грубый уровень взаимоотношений с живыми существами.

00:08:06 Теперь. Рупа Госвами, он обсуждает именно эту тему, что бхакти содержит в себе все разновидности счастья : и счастье, идущее от различных материальных объектов на грубом и тонком плане, и освобождение, но у неё есть одна разновидность счастья, которого нет ни в одном другом процессе – это счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. И мы однозначно должны понимать, что теперь, если мы действительно заняты бхакти-йогой, то у нас должны происходить вот эти процессы. У нас должны происходить вот эти процессы, то есть, вот должны работать эти тексты, когда Господь Шри Кришна говорит: «Когда я кем-то доволен, я сохраняю то, что у него есть, и прибавляю ему то, чего ему не хватает». «..Я прибавляю ему то, чего ему не хватает» для того, чтобы он мог спокойно жить своей жизнью, исполнять свои обязанности, и одновременно духовно развиваться.

00:09:20 Поэтому мы должны понимать, что если мы действительно вовлечены в процессы бхакти, то бхакти, она дает силу исполнять свои обязанности, она дает улучшение экономического положения, потому что мы на самом деле практикой бхакти сжигаем все те кармические реакции, которые, благодаря которым, если можно так сказать, мы имеем плохую карму: то есть, у нас там нищета, у нас там, я не знаю, такое положение, сякое положение. Когда мы повторяем мантру, эти кармические реакции, они сжигаются при условии, что Верховный Господь остается довольный. Мы говорим бхакти – это означает: у нас в запасе есть действия, которыми Верховный Господь остался доволен. Вот если Он остался доволен, то всё бывает в порядке. А если мы думаем, что мы совершаем преданное служение, а на самом деле Верховный Господь вообще не остается довольным нами, то мы понимаем, что у нас всё остается так, как остается, а иногда может стать и хуже, если мы при этом ещё и наносим оскорбление.

00:10:39 Теперь. Следующий текст 1.1.33. (Читает текст на санскрите) Перевод: «Бхакти полностью обесценивает освобождение. Когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу, тогда 4 цели человеческой деятельности артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломам и не смеют предстать перед бхакти ». То есть, мы теперь видим теперь, что Рупа Госвами поднимает планку, он поднимает планку на самый высочайший уровень. Комментарий Дживы Госвами: «В этом стихе используется слово «пратха» - «растет», но не «рождается» с целью показать, что бхакти не берет начало из чего-либо, но проявляется сама по себе. Цели, для достижения которых люди обычно прилагают усилия, а именно артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломе – это значит, что они стыдятся предстать перед бхакти». То есть, как мы видим … Госвами практически повторяет текст, который, ну, как один из моих учеников однажды мне написал, что «Вы не можете мне объяснить, почему ачарьи так поступают, что они просто иногда дословно повторяют текст, в чем смысл этого?» И честно говоря, я не знаю, в чем смысл этого, но мы видим, что иногда ачарьи действительно так поступают -они просто дословно повторяют текст, поэтому мы будем смотреть сам текст.

00:12:34 Итак, мы видели по структуре, что, как мы с вами это уже обсуждали, Шрила Рупа Госвами обсуждает потенцию бхакти. Потому что, на самом деле, когда живое существо должно взять какой-то процесс, оно должно понимать вообще, какие этот процесс решает проблемы, какими способами он это делает, и когда человек начинает эту практику, он должен убеждаться, что те способы, которые ему предоставлены, они действительно эти проблемы решают. И мы с вами обсудили, что на первоначальных этапах духовной жизни для обусловленных живых существ архиважна проблема избавления от страданий. И поэтому Рупа Госвами в первую очередь обсудил это: что бхакти, она легко – вот это было самая главная характеристика бхакти - бхакти, она легко избавляет от страданий. Достаточно преданному просто при повторении мантры в конце просить Верховного Господа, посвящая этому свои круги, что: «Дорогой Господь, я прошу тебя, прими эту мою джапа-ягью, прости мне все мои греховные реакции, прости мне, пожалуйста, все мои ошибки, все мои грехи, которые я совершил, и позволь мне, дай мне спокойную, благополучную, здоровую, умиротворенную жизнь для того, чтоб я мог спокойно заниматься духовной практикой». И он будет видеть, как постепенно вот это явление, оно просто начинает происходить: и преданный оказывается в очень спокойной, уютной обстановке, в которой он спокойно духовно развивается.

00:14:18 Другое дело, если у него у самого есть неправильные концепции, неправильные представления, какие-то свои привязанности, и он сам постоянно продолжает дергать этот материальный мир – совершенно другой менталитет. Когда преданный, он дергает этот материальный мир, он соответственно может получать совершенно разные реакции, которые на самом деле уже не являются симптомами вот этого, симптомами того, что это передает это, что это результат бхакти, мы должны понимать, что это уже результат наших собственных привязанностей. Поэтому Шрила Рупа Госвами мы видели, что он обсудил подряд эти моменты: первое –это то, что если мы удовлетворяем Верховного Господа своей практикой, наши кармические реакции быстро сгорают. Второй результат заключается в том, что бхакти очень быстро помогает живому существу развить в себе благочестивые качества, то есть, не развить, а проявляются – проявляются благочестивые качества живого существа, когда оно занимается бхакти, это происходит на самом деле очень быстро. Потому что в варнашрама-дхарме, например, живое существо, оно, как минимум в каждой касте рождается четыре жизни. В каждой касте – это как минимум, рождается для того, чтобы полностью развить характеристики этой касты, получить квалификацию этой касты и обрести квалификацию делать переход в другую касту. Мы вот как раз недавно говорили с одним из моих учеников о том, что на самом деле для того, чтобы по варнашраме-дхарме прийти к тому, чтобы развивать по-настоящему благостные качества души нужно, как минимум 16 жизней, это как минимум при самом простом арифметическом расчете. При занятиях бхакти эти же самые качества души, они могут проявиться достаточно быстро, это может произойти на само деле в течение одной-двух жизней, а это очень быстрый результат.

00:16:32 Значит, бхакти, она помогает, способствует тому, чтобы душа, она проявила все свои благостные качества, и поэтому мы с вами обсудили, что если мы оказываемся в таком обществе, в котором мы не развиваем благостные качества – это означает прямо, что мы находимся не на территории бхакти. Потому что территория бхакти, территория преданных – это та атмосфера, которая способствует, которая способствует, которая является благоприятной для развития, для проявления всех благостных качеств души. Мы с вами это обсуждали по Бхактивиноду Тхакуру, что чтобы это произошло общая обстановка среди религиозных людей должна быть справедливой, доброй и правдивой. Стандарты, которые формируются иногда в обществе преданных, согласно которым преданный, он должен терпеть все самодурство других преданных – это на самом деле не соответствует истине, это не соответствует на самом деле вот этой религиозной доктрине, мы нигде не находим подтверждение этому. Напротив, мы видим, что в комментариях к «Упанишаните» Шрила Прабхупада прямо говорит, что «преданный, для того, чтобы правильно развиваться должен избегать, он должен избегать этого контакта с каништхаатикари-преданными», то есть, это те самые преданные, у которых ещё нет этой внутренней культуры, нет вот этого развития, нет этих благостных качеств и поэтому они на самом деле являются неблагоприятным обществом.

00:18:28 Теперь. Следующий вопрос, который Шрила Рупа Госвами обсуждает, это как раз вот этот вопрос, что бхакти дает результаты всех остальных процессов. То есть, по-настоящему занимаясь бхакти-йогой, мы все время это будем повторять, при условии, если Господь Шри Кришна остается довольным, преданный может от бхакти получить развитие мистических сил, он может от бхакти получить спокойную благополучную, счастливую во всех отношениях жизнь для того, чтобы просто спокойно в этом материальном мире жить – и это называется чувственным наслаждением, как мы вчера это с вами обсудили. Точно также бхакти очень быстро дарует освобождение, потому что шастры, они так и говорят: бхакти быстро дает чувственно наслаждение и освобождение. Господь Шри Кришна очень трудно дает преданное служение. То есть, для того, чтобы преданный имел бы конкретное преданное служение, в исполнении которого Верховный Господь остается удовлетворенным, для этого необходимо, чтобы у преданного была очень сильная, очень высокий уровень преданности, очень высокий уровень верности, и тогда Господь Шри Кришна доверяет такому живому существу самого себя, и позволяет преданно служить себе. И вот эта разновидность счастья, она является большим дефицитом. Она является большим дефицитом - это как раз та форма счастья, которая на самом деле полностью соответствует природе живого существа, которая всегда является активным началом, и всегда в этой своей активности стремится к счастью. Поэтому мы с вами этот момент обсудили, что природа бхакти, она на самом деле доставляющая наслаждение. И при этом мы должны не бояться, мы должны не бояться наслаждаться на территории бхакти.

00:20:44 Теперь, дорогие мои преданные. Теперь мы здесь видим, что Шрила Рупа Госвами выдвигает вот эту концепцию, что уже тем редким и счастливым дживам, которым удалось вообще совершить настоящее преданное служение Верховному Господу, такое, чтобы, знаете как, такое, чтобы Верховный Господь остался доволен. А мы с вами это обсуждали, что, когда Верховный Господь остается доволен, в первую очередь Он позволяет преданному думать о Себе. Он позволяет преданному думать о Себе, Он позволяет преданному заботиться о Себе, потому что Он позволяет преданному кормить Себя, одевать Себя – различные виды преданного служения совершать, и это симптомы того, что Верховный Господь, Он доволен. Мы с вами видели, что Рупа Госвами, он, особым образом, как фактор удовлетворенности, или как фактор состоявшегося преданного служения отметил, что он отметил? – что сопровождающим фактором бхакти является знание. Сопровождающим фактором бхакти является знание, и поэтому мы должны понимать, что те преданные, преданным служением которых Верховный Господь доволен, они обладают уникальным знанием. Уникальным знанием, причём совершенно неважно они это знание, эту просветленность, получают изнутри или извне, но это знание обязательно в них проявляется.

00:22:26 Иногда мы видим, что преданный, например, на основе примеров из Чайтанья Чаритамриты приходит к выводу: там был такой преданный, который держал Бхагавад-Гиту вверх тормашками и был в экстазе. И очень многие преданные на основе этого приходят к такому крупному пониманию, что в бхакти-йоге вообще нет необходимости вообще изучать, нет необходимости слушать, потому что можно просто вверх тормашками держать Бхагавад-Гиту и получить вот эту милость Верховного Господа, получить все. То есть, там есть особый пример, который на самом деле показывает именно это- что экстатическое состояние преданного, оно не зависит от его грамоты. То есть, вся Чайтанья Чаритамрита, она наполнена примерами, которые…вот это та линия, за которую борется Вишванатха Чакраварти Тхакур – это линия, утверждающая абсолютно независимую природу бхакти. Поэтому мы должны понимать: если мы скажем, что бхакти зависит от санскрита – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от образования – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от кастовой принадлежности – мы унижаем бхакти. То есть, любая материальная категория, от которой мы поставили в зависимость бхакти - мы её унизим.

00:24:01 Мы должны понимать, что у бхакти величественная природа. И бхакти, если она уже проявляется, то есть, что означает бхакти?, здесь было сказано - когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу. Понимаете, о чем идет речь? Речь идет не о преме, речь идет о незначительном вообще стремлении, но все-таки к Верховному Господу, а не к тому, чтобы устраивать свои дела через Него. Вот если у преданного формируется вот это незначительное зерно привязанности к Верховному Господу, тогда 4 цели человеческой жизни становятся подобны соломе, и не смеют предстать перед бхакти. То есть, тогда живое существо оказывается в каком-то таком состоянии, в каких-то таких реалиях, у него жизнь протекает каким-то таким образом, понимаете это не просто слова, мы это должны понять, что преданный попадает в такое состояние, что теперь и исполнение обязанностей, и экономическое развитее вообще, и возможность исполнять материальные желания, и возможность быть освобожденной личностью теряют свою привлекательность. Иногда преданные пробуют искусственным образом, повторяя себе постоянно вот эти моменты, приводить себя якобы в такое состояние пренебрежения кармой. Но как только в их жизнь входит какое-то беспокойство, преданный сразу начинает волноваться. Поэтому мы должны понимать, что эти уровни, они существуют не для того, чтобы их имитировать. Я надеюсь, что, когда мы уже общаемся с серьезными ачарьями, мы должны приходить к этому настроению, что насколько вообще смехотворно на территории бхакти что-то там притворяться, делать вид, что ты там что-то, чем ты не являешься вообще, то есть, вот это все фиглярство, оно на самом деле превращается, ну просто, как детские игры. Как детские игры, которые для взрослых не очень подходят. Поэтому мы должны понимать, что это – это не просто слова, это реалии, в которых живет та джива, у которой есть даже незначительное влечение к Кришне. Не вот это то, что мы пытаемся теперь Cознание Кришны использовать, не мотивация, понимаете, а именно реальная привязанность, или привлеченность Кришной, или Его чистым преданным, реальная, не сентиментальная. Вот, когда эта привязанность, она реальная, даже если она незначительная, она исполняет вот эту роль, что преданный, он оказывается в таком эмоциональном состоянии, что все остальное, которое 5 минут назад казалось ему таким важным, просто меркнет в своей значительности. И мы должны понимать, дорогие преданные, что это не просто слова. И значит, весь вопрос заключается в том, что преданный должен тратить усилия именно на это: он должен тратить свои усилия на то, чтобы просто развить вот эту для начала незначительную привязанность к Верховному Господу.

00:27:59 Теперь. До тех пор, пока для нас не обесценена возможность чувственного наслаждения, не обесценены проблемы экономического развития, не обесценены проблемы освобождения от тройственных страданий материального мира – это означает, что реальной привлеченности Господом Шри Кришной у нас пока нету. Реальной привлеченность у нас пока нету, и мы пока просто являемся живыми существами, которые занимаются бхакти-йогой на уровне..преданности, пытаясь как раз вот эту привлеченность развить. И те преданные, которые все делают правильно, достигают этого результата, и тогда вот эти 4 цели, к которым стремятся все живые существа, они просто меркнут перед величием бхакти. И мы должны понимать, что пока в нашей жизни это происходит не так - это означает, что у нас нет вот этой самой, пусть даже мизерной вообще, но реальной привлеченности Кришной. Харе Кришна, дорогие преданные! Спокойной ночи!

Загрузка...
Top