Страховой сюрвейер. Независимый сюрвейер — помогает предупредить убытки

Грузовые перевозки современности вовлекают в свой процесс большее количество участников. Кто-то занимается перевозкой и экспедированием грузов, кто-то предоставляет складские и логистические услуги, занимается страхованием, таможенным оформлением и т.д. Такое разделение функций позволяет в значительной степени повысить эффективность грузовых перевозок и сокращает сроки проведения этого процесса.

Но подобные преимущества возникают только при штатном режиме работы. При любом ЧП становиться сложно найти ответственную сторону. Без привлечения квалифицированного независимого эксперта эта задача порой становится невыполнимой.

Именно таким человеком и является независимый сюрвейер.

Определение понятия

Данное понятие достаточно новое для российского рынка, хотя в международной практике оно уже давно известно.

Сюрвейер в буквальном смысле расшифровывается как осмотр, контроль или инспекция состояния груза и самого процесса перевозки.

Таким образом, независимый сюрвейер – это инспектор, который может составить объективное представление того, как в действительности предоставлялись все этапы транспортных услуг.

Как самостоятельная отрасль деятельности, сюрвей зародился в морских перевозках . И только со временем распространилась и на другие виды транспорта.

Задачи деятельности сюрвейера

Главная задача сюрвейера – контроль технических, количественных и качественных характеристик груза на всем пути его следования. Сюда входят все составляющие транспортного процесса (логистика и склады, погрузочные работы и т.д.).

Деятельность сюрвейера тесно связана со страхованием, поскольку именно на основе его заключения страховые компании принимают решение о размере выплат.

Сюрвейер позволяет определить фактические причины и обстоятельства частичной утраты, порчи или гибели груза.

Несмотря на то, что данный род деятельности зародился в России еще в середине 90-х, до сих пор лишь малая часть компаний пользуется услугами подобного рода . В глазах грузоперевозчиков, отправителей и получателей затраты на независимого сюрвейера - это неоправданные издержки.

Но благодаря тесной интеграции с международным сообществом услуги сюрвейера становятся все более востребованными. Это связано в первую очередь с тем, что в случае происшествия (порча или утрата груза), международные компании попросту не примут претензии без соответствующего заключения независимого сюрвейера.

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».

Сюрвейер (англ. surveyor) - термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества.

Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начало развиваться ещё одно направление этой деятельности - контроль качества и количества перевозимых грузов. Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой грузоперевозок. Морской флот обслуживает в основном международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой, постоянно происходят столкновения интересов, поэтому именно в этой области и появилась потребность в сюрвейерских услугах. Как правило, эти услуги требуются в месте перехода права собственности товара от продавца к покупателю,где сюрвейерские компании на основании проведенных инспекций определяют количество и качество товара, пригодность транспортных средств к перевозке грузов и пр. Например, сюрвейекрская услуга «Full Outturn Guarantee» предусматривает, что сюрвейерская компания берет на себя риски недостачи грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, то есть сюрвейерская компания выполняет функции страховщика.

Сюрвейерская компания представляет интересы любой стороны, участвующей в процессе транспортировки: Фрахтователя, Грузополучателя, Грузоотправителя или Судовладельца.

Сюрвейер проводит предпогрузочную инспекцию всех видов груза. После завершения сюрвея даются исчерпывающие и наглядные пояснения, касающиеся любых видимых повреждений товаров, физических дефектов и пр., которые могут бы быть рассмотрены третьими лицами как дефекты, которые возникли во время транспортировки груза.

Сюрвейерские услуги можно разделить на три категории:

Инспекции- широкий спектр услуг по проведению контроля и независимой экспертизы, таких как проверка состояния и веса продукции на этапе перевалки груза, поможет вам взять под свой контроль качество и количество, а также соответствовать всем необходимым законодательным требованиям в том или ином регионе, на том или ином рынке.

Испытания - сюрвейеры привлекают всемирную сеть испытательных центров, которые помогают снизить риски, оценить соответствие продукции требованиям стандартов в области качества, безопасности и функциональности.

Сертификация - данная услуга подтверждает, что продукция, бизнес-процессы, системы и услуги соответствуют национальным или международным стандартам и нормам, а также требованиям контрагентов.

Спектр предлагаемых услуг обычно предлагаемых в порту включает (но не исчерпывает) следующие виды работ:



Предпогрузочная инспекция грузов и судов (Pre-Loading Survey);

Осмотр судна при вводе и выводе из чартера (On-Hire/Off-Hire survey);

Предпродажная инспекция судна, полный технический осмотр (Full Condition Survey);

Сюрвейерское сопровождение при перегрузках (Loading / Discharging Supervision);

Отбор проб груза;

Определение веса груза по осадке судна (Draught Survey);

Проверка состояния трюмов на готовность к погрузке (Hold Condition Inspection);

Определение количества топлива на борту судна (Bunker Survey);

Постановка/снятие и контроль целостности пломб (Sealing/Unsealing);

Отбор проб топлива/балласта/груза (Bunker/Ballast/Cargo sampling);

Определение водонепроницаемости люковых закрытий (Hatch Cover Watertightness Test / Hose/ Ultrasonictest);

Услуга суперкарго – разработка, согласование и утверждение грузового плана и последовательности погрузки, укладки и крепления груза, включая круглосуточный контроль за их соблюдением;

Сюрвей лесных грузов;

Тальманский счет.

Инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.) – предпогрузочная инспекция. Осмотр состояния груза; фотографирование груза; проверка маркировки и качества упаковки груза; частичное вскрытие упаковки и взятие проб для проверки качества отгружаемого товара; проверка транспортных и товарно-сопроводительных документов; пересчет груза (тальманский счет) осмотр грузового контейнера, проверка технического состояния транспортного средства; фотографирование контейнера.

Присутствие сюрвейера при досмотре груза (ветеринарном, таможенном и др.) Фотографирование контейнера, прибывшего на досмотр; сверка с документами и фотографирование пломбировочных и запорных устройств контейнера; контроль целостности пломб и запорных устройств; фотографирование укладки груза перед досмотром и по окончании досмотра; наблюдение за процессом проведения досмотра; фотографирование и контроль процесса взятия проб груза; опломбировка и фотографирование закрытого контейнера

Рынок страховых услуг довольно давно стал популярным в мире, в нашей стране. Однако не все термины, с ними связанные, широко известны, несмотря на свою распространенность. Сюрвей, сюрвейер - кто это? Ответ знают немногие. Так давайте определимся с этой профессией, конкретной областью ее деятельности?

Сюрвейер - это...

Словари дают множество определений профессии, которые различаются лишь в некоторых частностях. Представим их - и общие, и более специфические. Сюрвей, сюрвейер - это:

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

  • эксперт;
  • сюрвейтор;
  • инспектор;
  • оценщик;
  • сюрвайер.

Популярны также и следующие определения профессии:

  • Драфт-сюрвейер. Специалист, который определяет вес погруженного или выгруженного объекта (объектов) по осадке судна.
  • Независимый сюрвейер. Фактически тот же эксперт, что и просто сюрвей. Незаинтересованный инспектор, который может составить объективный акт.

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

Главный принцип работы страхового сюрвейера - независимое и компетентное рассмотрение вопроса, основанное только на лично увиденном. Деятельность эксперта разделяется на два этапа:


Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:


Сюрвейерские компании

Мы разобрали, кто это - сюрвейер. В мире также распространена деятельность и одноименных фирм. Они осуществляют сюрвейерские услуги - осмотр объекта страхования с целью выявления каких-либо частностей, влияющих на стоимость страховки, условия взаимодействия сторон (страхователя и страховщика). По большей части такие фирмы работают на страховые компании.

Велик объем специальных сюрвейерских организаций, которые проверяют сырьевые товары, предназначенные для международной торговли. Они определяют качество и число товара, а также пригодность перевозчиков к транспортировке такого груза.

Популярен и вид услуг, называемый Full Outturn Guarantee. Здесь сюрвейерская компания фактически берет на себя миссию страховщика. Она компенсирует риски недодачи грузов между этапами погрузки, перевалки и выгрузки.

Сюрвей в России

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

  • Отдельные страховые компании создают собственные сюрвейерские фирмы, скрывая данный факт. Или же возлагают данную обязанность на своих сотрудников. Здесь теряется важный аспект работы сюрвейера - независимость и незаинтересованность.
  • В России отсутствуют акты законодательства, регулирующие подобную деятельность. Отсюда практически ненужные дорогостоящие услуги, стандарты неизвестных источников.

Сюрвейером первоначально считался специалист, дающий оценку морским грузам. Затем профессия стала пониматься более широко. Сегодня сюрвейер - это инспектор, эксперт, оценщик страховой (или отдельно сюрвейерской) компании, круг обязанностей которого весьма внушителен.

Сюрвейер для перевозки грузов – это профильный инспектор, основной задачей которого является составление максимально точной и объективной оценки качества предоставления транспортных услуг на каждом из этапов их оказания. Термин сюрвейер переводится как контроль, а также проведение инспекции фактического состояния груза или процесса перемещения товаров. Первоначально данное направление появилось при реализации морских перевозок, а в дальнейшем перешла на другие сферы деятельности, которые связаны с логистикой.

С каждым днем все больше людей и профильных компаний принимают участие в грузовых перевозках. Одни отвечают за экспедирование и перевозку товаров, предоставление разных типов складских помещений, другие – таможенным оформлением или страхованием. Такой принцип разделения на каждом этапе грузоперевозок обеспечивает максимальную эффективность всех процессов, помогает существенно снизить необходимое на доставку продукции время. Несмотря на предельную слаженность и качество организации работы для данной сферы характерны сложности в определении ответственных лиц при возникновении внештатных ситуаций. В такой ситуации на помощь приходят независимые сюрвейеры.

Какие задачи должен решать сюрвейер?

Основной задачей каждого сюрвейера является обеспечение контроля количественных, технических, а также качественных параметров грузов во время каждого из этапов следования продукции. Речь идет о каждом из действующих аспектов транспортного процесса, к числу которых относятся склады, логистические комплексы, реализация погрузочных мероприятий и другие манипуляции с товарами.

Основа деятельности сюрвейера на транспорте напрямую связана проведением страхования. Это связано с тем, что на базе заключения эксперта выносятся решения страховых компаний касательно величины компенсационных выплат. На практике сюрвейер помогает выявить реальные причины и обстоятельства порчи, повреждений или гибели перевозимых материалов. Даже с учетом того, что подобный вид деятельности появился на территории России в 90-х годах, до настоящего времени единичные компании обращаются за услугами профильных специалистов.

Примечательно, но большая часть перевозчиков грузов, получателей и отправителей расходы найма независимого сюрвейера считает ничем не оправданными тратами. Тенденция к проведению интеграции российской транспортной системы с другими странами постепенно стимулирует развитие специальности сюрвейера, привлечение профильных специалистов. Одна из основных причин – большая вероятность отказа ряда иностранных компаний в принятии претензий без предварительного заключения со стороны сюрвейера.

За что несет ответственность сюрвейер

Сюрвейер – это профессионал с высоким уровнем квалификации, основной задачей которого является максимально точная классификация деятельности на всех этапах доставки грузов. На территории России правовое регулирование работы сюрвейера уступает европейской практике. На практике деятельность сюрвейера относится в классификаторе к «Предоставлению прочих коммерческих услуг».

Речь идет об экспертизе в рамках экономической деятельности, которая никак не связана с услугами по экспертизе в делах по обращению с недвижимым имуществом, страхованием, а также прочими услугами инженерного характера. Учитываются дополнительно услуги судебно-медицинских, психиатрических экспертиз, прочие варианты осуществления экспертиз.

Главным требованием к реализации документации устава для компаний, оказывающих услуги сюрвейера – обязательное добавление в уставе основных видов деятельности, которые напрямую связаны с аналогичными услугами. В настоящий момент обязательное лицензирование данных услуг не закреплено на законодательном уровне. Стандартное штатное расписание предполагает наличие необходимых должностей, руководителей профильных групп. Сюрвейер отвечает за профессиональную экспертную оценку, осуществляет комплексное обеспечение транспортных услуг на всех этапах деятельности.


Должностные обязанности сюрвейеров

Особенность работы и обязанностей сюрвейера заключается в необходимости строго соблюдения регламента оказания услуг, а любые ошибки могут стать причиной привлечения специалиста к ответственности. Разработан традиционный перечень услуг, которые оказывает сюрвейер. К их числу относятся:

  • выявление фактической пригодности транспортных средств и полное соответствие регламенту грузоперевозок при обслуживании разных типов товаров;
  • проведение расследований, связанных со страховыми ситуациями, основных причин плохой сохранности материалов, повреждений в результате перевозки товаров разными типами транспортных средств с последующей оценкой нанесенного ущерба;
  • реализация комплексного осмотра грузов перед осуществлением погрузки и передача необходимой информации касательно перевозки, подготовка и передача необходимых сопроводительных документов;
  • обеспечение контроля за профильными грузовыми операциями, оказание услуг суперкарго, осуществление ключевых планов по погрузке транспортных средств и судов, сюда же относится предоставление рекомендаций по надзору процесса погрузки, укладке и фиксации товаров;
  • поддержание тальманского счета товаров при осуществлении выгрузки и погрузки, обслуживании контейнеров и транспортных единиц;
  • выявление физического состояния и технических особенностей грузов, количества изделий с расчетом нагрузки;
  • при работе с судами сюрвейер выявляет общее количества бункера на корабле, отбор главных проб бункера или груза, осуществление необходимого перечня анализов профильными лабораториями, которые получили предварительные сертификаты;
  • определение текущего состояния процесса закрытия грузовых трюмов, оценка надежности и водонепроницаемости;
  • аудит технического состояния транспортного средства или судна, головных механизмов, корпуса, их фактического соответствия классификационному регламенту перед проведением продажи или процедуры страхования;
  • проведение расследований, связанных с аварийными ситуациями, анализ нанесенного ущерба, комплексный контроль за работами при реализации ремонтных работ;
  • разрешение любых из доступных претензий, связанных с полученными травмами или болезнями участников перевозки грузов.

Как получить профессию сюрвейер в России?

В настоящий момент средние-профессиональные или высшие учебные заведения России не осуществляют подготовку специалистов данного профиля. Чтобы получить такую профессию соискатели должны иметь профильное техническое и/или юридическое образование, также допускается прохождение обучения по специальностям, связанным со сферой логистики и управления транспортным сообщением.

От соискателей требуется значительный опыт работы в транспортных компаниях, понимание основных этапов реализации грузоперевозок, стрессоустойчивость. Сюрвейер грузов должен уметь максимально быстро принимать наиболее эффективные решения, внимательно подходить к каждому вопросу, находить компромиссы в спорных ситуациях.

Загрузка...
Top