Антимонопольное законодательство подразумевает экономическую привилегию конкретного. Антимонопольное законодательство рф - основные акты

Цель государственной антимонопольной политики -- демонополизация экономики, развитие конкуренции и повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Стратегические задачи проведения конкурентной политики в России на современном этапе сформулированы в 2008 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:

«Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений...

развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;

развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей» В. В. Путин, Президент Российской Федерации. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февр. 2008 г. // Рос. газ.-- 2008.-- 10 февр..

Для достижения этих целей каждый институт государственной власти должен создавать условия органичного развития конкурентной среды, эффективного функционирования бизнеса, а антимонопольный орган в рамках своей компетенции -- решать задачи контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции, контроля за экономической концентрацией, антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии, контроля в сфере размещения государственных заказов, оценки контроля за развитием конкуренции в стратегических отраслях и др.

Монополистическая деятельность представляет собой антипод конкуренции, так как направлена на ее ограничение, недопущение или устранение и прямо запрещена статьей 34 Конституции Российской Федерации. Именно на реализацию данной нормы Конституции РФ и направлено антимонопольное законодательство РФ.

К антимонопольному законодательству в Российской Федерации относятся следующие нормативно-правовые акты:

  • · «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,
  • · «Уголовный кодекс Российской федерации» от 13 июня 1996 г.,
  • · «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 26 декабря 2001 г.,
  • · «О защите конкуренции» от 08 июля 2006 г.,
  • · «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.,
  • · «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,
  • · «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,
  • · «О рекламе» от 13 марта 2006 г., и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в Российской Федерации действует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС). Именно на ФАС возлагаются главные обязанности по реализации антимонопольной политики. На основе антимонопольного законодательства ФАС использует следующие методы антимонопольного регулирования:

  • · ограничительные меры;
  • · контроль за усилением экономической концентрации;
  • · запрет на недобросовестную конкуренцию.

Ограничительные меры

Ограничительные меры предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокая цена : статья 6-я закона «О защите конкуренции», дает определение данного понятия: «монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

  • 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
  • 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
  • 2. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар».

Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Согласно федеральному закону «О естественных монополиях» принятому Государственной Думой РФ в 1995 году «В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом…» . В итоге для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). После реорганизации структуры правительства РФ на смену ЕТО пришла Федеральная служба по тарифам.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения - прежде всего, свобода ценообразования - ограничивается, и на смену ей введено государственное экономическое управление.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Контроль за усилением экономической концентрации

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

  • · в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • · когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Среди ограничителей конкуренции следует выделить:

во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

в-четвертых, ценовые соглашения.

Предварительно контролируются:

во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

  • · лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  • · одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • · лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Запрет на недобросовестную конкуренцию.

Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

В заключительной главе данной работы следует затронуть вопрос об ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, что является основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

В Уголовный кодекс Российской Федерации включена статья 178, предусматривающая уголовную ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономический деятельности, установления или поддержания единых цен. «В диспозиции статьи 178 УК РФ не говорится об определенном виде рынка, поэтому можно сделать вывод о том, что статья распространяет свое действие и на рынки финансовых услуг» .

Ограничение доступа на рынок - деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющего его свободу экономической деятельности. Выражаться ограничение доступа на рынок может в физическом воспрепятствовании деятельности конкурентов на рынке, введении необоснованных запретов, создании неблагоприятного режима деятельности, ограничении передвижения товаров и финансовых услуг, совершаемые как юридическими лицами, так и органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемое преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Максимальное наказание по части 1 - это лишение свободы на срок до двух лет, а в случае применения насилия или угроз (часть 3-я данной статьи) до 7 лет. Следует заметить, что подавляющая часть случаев нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации носит административный характер.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите конкуренции» комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа и после рассмотрения дела выносит решение или предписание.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся две статьи, которые напрямую можно отнести к антимонопольному законодательству РФ, в частности: статья 14.6. «Нарушение порядка ценообразования» и статья 14.9. «Ограничение свободы торговли».

Например, санкция статьи 14.9. данного кодекса, устанавливает следующие наказания: «наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда» .

Камашева Надежда. Образование Нидерландов

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство - законодательство , направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти ; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики . Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующе положение на рынке , контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала , контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов , защита интересов потребителей .


В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение "нечестных" действий , нарушающих нормы делового общения. Первый этап развития антимонопольного регулирования начался в 1876 , когда в нескольких штатах США были созданы учреждения, наблюдавшие за ценами и услугами. Именно для США была характерна в этот период наибольшая концентрация производства. Второй этап был связан с принятием в 1890 конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства - Закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона "недобросовестные приёмы" устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление.

За нарушение Закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремные заключения и расформирование фирмы. В России антимонопольное законодательство появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 МР 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 была принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определённого товара составляет 65% и более.

совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение , пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А.з. и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего А.з. признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, А.з. включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

А.з. основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в А.з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках.Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). А.з., как правило, является общенациональным.

Основная категория А.з. - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. А.з. не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ А.з. появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосреду-ющих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение , ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция

РФ вместе с Законом о конкуренции,издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует А.з. РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенное-\" ти А.з. РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, специфика противоречащихА.з. действий (бездействия)хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.. .

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов(потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения А.з. и на которые не распространяются названные изъятия.

К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов

полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов;

г) наделение последних функциями названных органов.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение А.з. предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение А.з. на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 У К.

Особым разделом А.з. является законодательство о естественных монополиях.

Лит.: Агаев Р.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения//Законодательство и экономика, 1995, №3-4; Еременко В.И. Антимонопольное законодательство.М., 1997;

Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968; Жидко в О.А. Антитрестовское законодательство на службе монополий. М., 1968; Качалин В.В.Система антимонопольной защиты общества в США. М., 1997; Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. В кн.:

Предпринимательское право. М., 1993;

Клейн Н.И..Авилов Г.Е. Антимонопольные законы государств Содружества//Законодательство и экономика, 1995, № 3-4; Рынок и антимонопольное законодательство России. М., 1992; Свядостц Ю.И. Регулирование ограничительной хозяйственной практики в буржуазном праве. М., 1988;Сесекин В.Б. Основные положения Картельного права ЕС/ /Проблемы интеллектуальной собственности, 1996, №7. С. 65;Сесекин В.Б. Основные положения Антитрестовского права США//Проблемы интеллектуальной собственности, 1996. № 1;Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования. М., 1996.

Сесекйн В.Б.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    Антимонопольное законодательство совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание… … Википедия

    Защита покупателя от монополии про изводителя путем экономических, организационных и юридических мер (сис тема налоговых ставок, кредитов, ценообразования; образования малых предприятий и поощрение конкуренции; система наказаний за сговор фирм,… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    Антимонопольное законодательство - АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормативные акты, направленные на ограничение возможностей предприятий монопольно выступать на рынке, подавляя тем самым свободную конкуренцию производителей. Антимонопольное законодательство предусматривает меры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии (см. МОНОПОЛИЯ) производителя путем установления экономических и организационных ограничений:… … Энциклопедический словарь

    Система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений (регулирование процессов ценообразования на … Юридический словарь

    Антитрестовское законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для… … Экономический словарь

    Антимонопольное законодательство - Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948 1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Антимонопольное законодательство - Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.… … Словарь юридических понятий

    Антимонопольное законодательство - (англ. antimonopoly legislation) система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и др. ограничений и стимулов (система налоговых ставок,… … Энциклопедия права

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система правовых норм и институтов, комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических … Юридическая энциклопедия

Антимонопольное законодательство

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США . Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за - гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман , добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между и гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

Номинальный ВВП 16 % Реальный ВВП 24 %
62 % Средний по «монополизированным» отраслям 175 %
Хлопковое масло 151 % Сталь 258 %
Изделия из кожи 133 % Цинк 156 %
Веревки и шпагат 166 % Уголь 153 %
Джут 57 % Стальные рельсы 142 %
Нефть 79 %
Сахар 75 %

Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

(Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990)

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году .

Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

Азия Африка Европа Северная Америка Южная Америка
Афганистан Ангола Андорра Белиз Боливия
Бангладеш Ботсвана Грузия Бермудские острова Парагвай
Бахрейн Габон Доминика Суринам
Бирма Гана Доминиканская Республика Эквадор
Бруней Гвинея Каймановы острова
Гонконг Конго Кюрасао
Катар Лесото Куба
Кувейт Либерия
Макао Ливия
ОАЭ Мавритания
Палестина Мадагаскар
Мозамбик
Нигерия
Свазиленд
Того
Уганда
Центрально-Африканская республика

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Контроль за экономической концентрацией

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

Таблица. Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

Обязательное предварительное уведомление Обязательное последующее уведомление Добровольное уведомление
Австрия Нидерланды Аргентина* Австралия
Азербайджан Польша Греция* Кот д’Ивуар
Албания Португалия Дания Великобритания
Аргентина Россия Индонезия Венесуэла
Белоруссия Румыния Испания Новая Зеландия
Бельгия Словакия Македония* Норвегия
Болгария Словения Россия* Панама
Бразилия США Тунис* Франция
Венгрия Таиланд ЮАР* Чили
Германия Тайвань Южная Корея*
Греция Тунис Япония*
ЕС Турция
Израиль Узбекистан
Ирландия Украина
Италия Финляндия
Казахстан Хорватия
Канада Чехия
Кения Швейцария
Кипр Швеция
Колумбия Эстония
Латвия ЮАР
Литва Югославия
Македония Южная Корея
Мексика Япония
Молдавия
  • - в зависимости от особенностей сделок

(Источник: Министерство юстиции США, 2000) .

Критика антимонопольного законодательства

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния); а также
  • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые - сторонниками существенных корректировок.

Известные критики об антимонопольном законодательстве

Этико-правовая критика антимонопольного законодательства


Wikimedia Foundation . 2010 .

Не для кого ни секрет, что там, где есть спрос, всегда присутствует предложение. Если компаний, готовых удовлетворить нужды потребителей, больше, чем одна, то это свидетельствует о присутствии на рынке такого понятия, как конкуренция. С ее помощью удерживаются цены, качество и количество товара. Если же фирма или организация, предлагающая населению тот или иной вид продуктов или услуг, существует в единственном экземпляре, то вероятно появление так называемой монополии (в переводе с греческого означает «один продавец»).

Положительные и отрицательные стороны присутствия на рынке компании-доминанта

С одной стороны, наличие такого явления благотворно влияет на развитие достижений науки и техники, позволяет внедрять новейшие технологии, вливать средства в подготовку квалифицированных рабочих кадров и т.д. С другой стороны, монополизация того или иного сектора экономики имеет ряд отрицательных моментов. Так, первым и наиболее важным является подавление движущей силы развития рыночного прогресса — конкуренции.

Второй фактор плавно вытекает из предыдущего. Отсутствие конкуренции позволяет устанавливать цены, которые будут приемлемы в первую очередь для предприятия. То есть существует вероятность увеличения стоимости товара при уменьшении объема его выпуска. Фирмы-монополии способны искусственно замедлять процесс развития новых технологий, а также разорять природные ресурсы и загрязнять окружающую среду.

Любая попытка среднего или малого бизнеса аналогичного характера раскрутиться и выйти на рынок искореняется. Как в таком случае бороться с монополиями? Каким образом можно поддерживать развитие конкуренции и не допустить возможности появления единолично руководящих на рынке фирм? Для предупреждения всех отрицательных последствий, связанных с монополизацией экономики, во многих странах мира, в том числе и в России, существует антимонопольное законодательство. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой данная сфера права, откуда она появилась и каково ее развитие.

История зарождения

Функции и задачи организации

Это ведомство напрямую подчиняется председателю правительства страны. Если рассматривать в совокупности, то Федеральная антимонопольная служба занимается урегулированием вопросов, так или иначе связанных с возникновением и развитием монополий. В частности, это подразделение:

1. Решает вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией.
2. Занимается пресечением, а также ограничением и предупреждением действий, влекущих за собой появление монополий.
3. Контролирует соблюдение всех имеющихся требований и постановлений, касающихся антимонопольного законодательства.

Все организации, работающие на российском рынке, объем продаж которых составляет более 35% от общего по стране, занесены в специальный государственный реестр. Этот список позволяет ФАС осуществлять надлежащий контроль за деятельностью монополий и возлагать на них ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Рассматриваемая служба разрабатывает новые предложения по совершенствованию развития конкурентоспособной экономики. Также она дифференцирует использование этих мер в зависимости от сферы рынка.

Различные толкования

В настоящее время в России совершаются шаги по созданию полноценной конкурентоспособной среды национальной экономики. Они предусматривают продвижение товаров на мировой рынок, уменьшение риска появления трестов или союзов в той или иной рыночной нише. На данном этапе развития антимонопольное законодательство РФ далеко не совершенно. Многочисленные подводные камни имеющихся постановлений и различное толкование их пунктов приводят к появлению негативных последствий, ответственность за которые ложится на правительство и бизнесменов. Даже самое незначительное нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезному ущербу.

Федеральные законы, которые необходимо знать: первая часть

Кто предупрежден, тот вооружен. Именно поэтому крупным организациям следует знать правила и законы, которые содержит федеральное антимонопольное законодательство.

Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций. К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании-доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями:

1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный акт вступил в силу двадцать второго марта 1991 года. Он является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями-монополистами.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он был принят двадцать третьего июня 1999 года.

Федеральные законы, которые необходимо знать: вторая часть

Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование подобного рода объектов опирается на несколько правовых актов:

1. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой. А вступил в силу несколько позднее — 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям.

2. Принятый 28 апреля 1997 года указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства».

3. Двадцатого декабря 1997 года было подписано постановление Правительства РФ «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».

4. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», вступившим в силу в конце марта 1996 года.

Стоит отметить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Российское антимонопольное законодательство на местах не имеет принципиальных отличий от общего положения, действующего на всей территории страны. Принятие дополнительных актов на региональном уровне свидетельствует лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям легитимный характер в некоторых отдельных областях государства.

Следует обратить особое внимание на то, что антимонопольное законодательство имеет ряд ограничений, которые стесняют свободу принятия решений различными субъектами хозяйственной деятельности. И, что самое интересное, оно имеет уникальную по сравнению с другими правовыми системами России, весьма абстрактную структуру. Последняя, в свою очередь, состоит из ряда отвлеченных понятий.

Описание основного акта

Двадцать второго марта 1995 года правительством РСФСР был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На протяжении нескольких десятилетий этот акт дополнялся и пересматривался. В дальнейшем статьи документа и стали определять основной принцип работы механизма под названием «Антимонопольное законодательство».

Изначально постановление состояло из семи разделов. Постепенно некоторые из них были заменены отдельными законами, другие попросту утратили силу. Однако именно этот документ является основным в формировании антимонопольной политики России.
Вкратце рассмотрим, что содержит каждый раздел этого акта:

1. Первая часть закона называется «Общие положения». Она состоит из четырех статей, которые повествуют о/об:
а) целях, преследуемых этим постановлением, и о таком механизме, как антимонопольное законодательство, а также о его структуре;
б) сфере применения самого закона;
в) антимонопольных органах федерального и регионального масштаба;
г) основных понятиях, которые встречаются по тексту документа.

2. Второй раздел является основным и наиболее важным для организаций. Здесь описывается характер, а также даются возможные признаки присутствия на рынке компании, ведущей монопольную деятельность. Статьи 5-9 регулируют работу организаций, занимающих доминирующее положение в той или иной сфере экономики.

3. Состоящий из одной статьи третий раздел закона рассказывает о таких понятиях, как и антимонопольное законодательство как средство борьбы с ней.

4. Четвертая часть закона состоит из шести разделов. Каждый из них по очереди дает ответы на следующие вопросы:

а) каковы задачи и функции антимонопольного органа;
б) что включают его полномочия;
в) каковы права органа в получении информации различного рода;
г) необходимо ли предоставлять данные вышестоящим инстанциям;
д) что включают обязанности антимонопольного органа в вопросе соблюдения коммерческой тайны;
е) каково содействие органов в развитии предпринимательства и конкуренции.

5. Пятый раздел раскрывает перед читателем различные виды за предприятиями-монополистами. Он содержит четыре части.

а) обязательном исполнении предписаний и распоряжений, выданных антимонопольным органом;
б) видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
в) обязательствах коммерческих и некоммерческих предприятий в случае невыполнения пунктов рассматриваемого акта;
г) ответственности за нарушение закона руководителями и другими лицами;
д) взыскании убытков;
е) ответственности лиц федерального антимонопольного органа в случае нарушения пунктов закона.

7. Последний раздел устанавливает порядок принятия, исполнения или обжалования предписаний, которые были выданы антимонопольным органом.

Такова структура изначального закона, регулирующего деятельность доминирующих организаций. Постепенно многие статьи этого документа стали отдельными полноправными актами.

Методика проверки нарушений антимонопольного законодательства

Примечательно, что в большинстве своем этот закон запрещает не само действие как таковое, а эффект, который может появиться после него. Именно этот факт влечет за собой огромные трудности не только для субъектов хозяйственной деятельности, но и для других лиц и организаций.

Основная сложность возникает при определении перечня действий, которые могут привести к различного рода отрицательным последствиям, затрагивающим антимонопольное законодательство и регулирование процессов предпринимательской деятельности. Если понять, что те или иные моменты приведут к нарушению правового акта, то можно спокойно планировать развитие организации и оценивать хозяйственные риски. В другом случае возможности для нормального процесса работы попросту нет.

Как правило, для того чтобы выяснить отрицательный эффект тех или иных предпринятых организацией действий, необходимо провести глубокий экономический анализ. Единой методики для проверки нет. Дела о нарушении антимонопольного законодательства проверяются, исходя из нормативного акта № 220, который называется так: «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Это постановление утверждено 28 апреля 2010 года приказом ФАС Российской Федерации.

Загрузка...
Top