Должностная инструкция линейного диспетчера автотранспортного предприятия. Типовая должностная инструкция диспетчера автотранспортного предприятия

Часто на автотранспортном предприятии диспетчеру приходится выполнять целый ряд операций и по учету транспорта, и по выполняемым перевозкам и по перевозимым грузам. Мы публикуем документ "Типовая должностная инструкция диспетчера автотранспортного предприятия", который может быть дополнен в зависимости от особенностей конкретного предприятия



"УТВЕРЖДАЮ"

_______________________________
(организационно-правовая форма, наименование организации, _________ _______________________________ предприятия) (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию) "_____" _____________________ 20___ года М.П. Должностная инструкция диспетчера автотранспортного предприятия (такси) ________________________________________________________ (полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы) Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации. 1. Общие положения 1.1. Диспетчер автотранспортного предприятия относится к категории технических исполнителей. 1.2. Диспетчер автотранспортного предприятия назначается на должность и освобождается от нее приказом ________________________________________________________ по представлению (должность руководителя предприятия, организации) ________________________________________________________________________. (руководителя структурного подразделения, иного должностного лица) 1.3. На должность диспетчера автотранспортного предприятия назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по оперативному регулированию процесса управления (производства) не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года. 1.4. Диспетчер автотранспортного предприятия руководствуется в своей трудовой деятельности: 1.4.1. нормативно-правовыми актами, а также инструкциями и методическими рекомендациями, регламентирующими деятельность автотранспортных предприятий и диспетчерской службы; 1.4.2. уставом автомобильного транспорта; 1.4.3. уставом предприятия; 1.4.4. правилами внутреннего трудового распорядка; 1.4.5. приказами и распоряжениями непосредственного руководителя; 1.4.6. настоящей должностной инструкцией. 1.5. Диспетчер автотранспортного предприятия должен знать: 1.5.1. нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления автотранспортным предприятием; 1.5.2. организацию производственного планирования на автотранспортном предприятии; 1.5.3. производственные мощности автотранспортного предприятия; 1.5.4. специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними; 1.5.5. виды оказываемых автотранспортным предприятием услуг; 1.5.6. организацию работы автосервиса; 1.5.7. средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; 1.5.8. основы экономики, организации производства, труда и управления; 1.5.9. порядок оформления и обработки путевых листов; 1.5.10. положения и инструкции о порядке организации пассажирских перевозок и оперативного управления процессом перевозок; 1.5.11. правила эксплуатации автомобилей; 1.5.12. правила дорожного движения; 1.5.13. правила эксплуатации применяемых технических средств обработки и передачи информации; 1.5.14. правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты. 1.6. Диспетчер автотранспортного предприятия подчиняется непосредственно ________________________________________________________. (указать должность руководителя структурного подразделения) 1.7. На время отсутствия диспетчера автотранспортного предприятия (болезнь, отпуск, командировка и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение. 2. Функции 2.1. На диспетчера автотранспортного предприятия возлагается осуществление с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативного регулирования хода деятельности автотранспортного предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, планами и сменно-суточными заданиями. 3. Должностные обязанности 3.1. Для выполнения возложенных на него функций диспетчер автотранспортного предприятия выполняет следующие должностные обязанности: 3.1.1. контролирует обеспеченность подразделений автотранспортного предприятия необходимыми горюче-смазочными материалами, комплектующими деталями, изделиями и оборудованием; 3.1.2. осуществляет оперативный контроль за ходом деятельности автотранспортного предприятия, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, ритмичное и бесперебойное движение автомобилей такси по установленным графикам; 3.1.3. обеспечивает выполнение установленного плана пассажирских перевозок такси, сменного задания водителями автомобилей такси; 3.1.4. принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода работы, привлекая при необходимости соответствующие службы предприятия; 3.1.5. выявляет резервы предприятия по установлению наиболее рациональных режимов работы парка автомашин такси, более полной и равномерной рабочей нагрузки водителей такси, увеличению объема пассажирских перевозок такси и сумм выручки; 3.1.6. осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления деятельностью автотранспортного предприятия; 3.1.7. ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую документацию о работе автотранспортного предприятия в целом и его диспетчерской службы; 3.1.8. участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений автотранспортного предприятия, выявлению внутрипроизводственных резервов; 3.1.9. дает распоряжения операторам диспетчерской службы, руководит их работой, осуществляет контроль и проверку правильности заполнения операторами порядка выдачи и приема путевых листов; 3.1.10. контролирует соблюдение графиков выпуска на линию и движения автомобилей такси на маршрутах, исполнение заказов; 3.1.11. осуществляет проверку регистрации путевой документации и учет работы автомобилей такси; 3.1.12. осуществляет контроль за движением автомобилей такси на линии, качеством перевозок и обслуживания пассажиров; 3.1.13. координирует работу операторов диспетчерской службы по получению и доведению до водителей такси сообщений об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, состоянии дорог, особенностях движения на отдельных участках, а также сводки метеослужбы и прогноза погоды; 3.1.14. принимает составляемые операторами диспетчерской службы данные о работе автомобилей такси со сменно-суточными заданиями, выявляет отклонения от плана и причины их возникновения; 3.1.15. осуществляет сбор и анализ информации о наполнении такси, маршрутов поездок, простоях автомобилей такси на линии по причине технической неисправности и преждевременных возвратах такси в парк, несвоевременном прибытии такси на вызов; 3.1.16. собирает информацию о выявленных операторами диспетчерской службы записях в путевых листах о допущенных водителями такси нарушениях правил дорожного движения и на основе полученных данных составляет обобщенные отчеты; 3.1.17. аккумулирует собранную операторами диспетчерской службы информацию о соблюдении водителями такси дорожно-транспортной дисциплины, а также правильности записей показаний спидометра, получения и остатков горюче-смазочных материалов (ГСМ). 4. Права 4.1. Диспетчер автотранспортного предприятия имеет право: 4.1.1. на все предусмотренные законодательством социальные гарантии; 4.1.2. требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав; 4.1.3. требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря; 4.1.4. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности; 4.1.5. вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы; 4.1.6. запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы и информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей; 4.1.7. повышать свою профессиональную квалификацию. 5. Ответственность 5.1. Диспетчер автотранспортного предприятия несет ответственность: 5.1.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ; 5.1.2. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ; 5.1.3. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ. Должностная инструкция разработана в соответствии с _____________________. (наименование, номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения _________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "_____" _____________ 20__г. Согласовано: Начальник юридического отдела _____________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "_____" ________________ 20__г. С инструкцией ознакомлен: _________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "_____" _____________ 20__г.

Диспетчер автомобильного транспорта.

1. Должность диспетчера автомобильного транспорта включена в перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 16.

2. К диспетчеру автомобильного транспорта, а также и городского наземного электрического транспорта, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

2.1. Диспетчер автомобильного транспорта должен знать:

— основы транспортного и трудового законодательства;

— нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;

— порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;

— схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

— графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— основы экономики, организации труда и производства;

— расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

— правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

2.2. Диспетчер автомобильного транспорта должен уметь:

— организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

— принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

— инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

— обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

— принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

— заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления. написано про путевые листы, применяемые на автомобильном транспорте;

— рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

— выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

— составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

— координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

— принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

— проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

— обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

— осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

— организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

2.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (подгруппа «Организация перевозок и управление на транспорте, код профессии 23.02.01»;

б) наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

3. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации диспетчера автомобильного транспорта производится на основании программы квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации в объеме 82 часов по очной форме обучения. Квалификационную подготовку проходят лица с высшим, средним специальным образованием неавтомобильного профиля.

3.1. Цели обучения: дать слушателям необходимый уровень знаний для осуществления руководства перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, что должно способствовать нормальному функционированию рынка транспортных услуг и защите прав потребителей, обеспечению безопасности движения и соблюдению экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

Обучение включает в себя лекционные и практические занятия. Обучение завершается экзаменом на профессиональную квалификацию по всему материалу курса.

3.2. В курс входят следующие дисциплины.

Основы транспортного и гражданского законодательства.

Лицензирование деятельности на автомобильном транспорте.

Российское законодательство об основах налоговой системы.

Договора и контракты.

Сертификация на автомобильном транспорте.

Подвижной состав, требования к нему, поддержание его технического состояния.

Эксплуатационные материалы, их применение, хранение, утилизация, пути экономии.

Хранение подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов.

Экологические требования на автомобильном транспорте.

Организация работы по обеспечению безопасности движения.

Коммерческая эксплуатация автотранспортных средств.

Организация грузовых автомобильных перевозок.

Погрузочно-разгрузочные работы.

Организация пассажирских автомобильных перевозок.

Основные понятия об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Организация перевозок опасных и особых видов грузов.

Финансы и управление.

Обязательное и добровольное страхование на автомобильном транспорте.

Охрана труда, техника безопасности, противопожарные мероприятия на автомобильном транспорте.

4. Диспетчер автомобильного транспорта должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в пункте 2 настоящей статьи.

Диспетчеризация автотранспортного предприятия

1. Диспетчерская служба

Диспетчерская служба (диспетчирование ) является заключительным этапом оперативно-календарного планирования и представляет собой централизованное непрерывное наблюдение и контроль (в том числе предупредительный), текущий учет, анализ и оперативное регулирование хода производства, а так же оперативную подготовку последующих смен и организацию перевозок.

Метод непрерывного присмотра, контроля и регуляции производственного процесса, который основан на календарных планах и который использует технические средства для сбора и анализа информации, получил название диспетчеризации .

Задачи диспетчеризации:

– предупреждение негативных отклонений. Чем точнее будут обнаружены причины, тем быстрее будут приняты меры по их устранению, тем выше уровень диспетчеризации;

Оперативный учет хода выполнения установленного графика работы и переменных заданий;

Выявление, анализ и устранение причин отклонений, от установленных графиков;

Принятие оперативных мероприятий для предупреждения и устранения отклонений

Координация текущей деятельности;

Обеспечение рабочих мест заготовками, оснасткой, необходимым инструментом.

Основные принципы работы диспетчерской службы – оперативность и профилактика. Оперативность предусматривает постоянную, всестороннюю информацию.

Профилактика заключается в предупреждении появления негативных отклонений.

Как правило, любое автотранспортное предприятие имеет диспетчерскую службу, с помощью которой осуществляются грузоперевозки. Диспетчерская служба прослеживает потоки проходящих грузов и учитывает все грузоперевозки. Кроме того, диспетчерская служба обеспечивает заключение договоров относительно грузоперевозки, следит за соблюдением договорных обязательств относительно грузоперевозки, обеспечивает водителей выполняющих грузоперевозки необходимой документацией и инструкциями, учитывая при этом характеристики транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки.

Диспетчерская служба кроме контроля над процессом грузоперевозки, обеспечивает производство погрузочно-разгрузочных работ, выполняет операции связанные с экспедиторскими и складскими службами, также задействованными в процессе грузоперевозки. В случае если автотранспортное предприятие имеет несколько подразделений, которые осуществляют грузоперевозки, организовывается централизованная диспетчерская служба, тем самым обеспечивается одно общее управление над деятельностью всех подразделений, осуществляющих грузоперевозки. В деятельности автотранспортных предприятий, диспетчерская служба играет значительную роль, осуществляя контролирующие и корректирующие функции.

Грузоперевозки вкупе с диспетчерской службой – это значительная экономия средств и времени, облегчение труда водителей транспортных средств, своевременная связь с заказчиком и потребителем. Любое автотранспортное предприятие, заинтересованное в рациональном производстве транспортных работ, в обязательном порядке должно иметь диспетчерскую службу, тем более это касается автотранспортных предприятий, которые осуществляют грузоперевозки.

2. Производственно-диспетчерский отдел предприятия

Производственно-диспетчерский отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом директора предприятия, подчиняется директору предприятия или заместителю директора по производству, возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

Специалисты производственно-диспетчерского отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела.

В своей деятельности производственно-диспетчерский отдел руководствуется:

· Уставом предприятия.

· Настоящим Положением.

Ответственность за качество и своевременность выполнения функций производственно-диспетчерского отдела несет начальник отдела. На начальника производственно-диспетчерского отдела возлагается персональная ответственность за: соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом; составление, утверждение и предоставление достоверной информации по координации деятельности структурных подразделений предприятия; своевременное и качественное выполнение поручений руководства.

Ответственность других работников производственно-диспетчерского отдела устанавливается должностными инструкциями.

2.1 Принципы диспетчирования производства

Основными принципами диспетчирования являются централизация, плановость, оперативность, профилактика отклонений от заданного графика работ.

Централизация диспетчерской деятельности означает осуществление её из единого центра – ПДО и обязательных распоряжений главного или сменного диспетчера для всех начальников цехов и отделов.

Плановость выражается в ведении диспетчирования на основе месячных сменно-суточных планов, в соблюдении сроков запуска-выпуска, поддержании хода производственного процесса в заданном ритме и в соответствии с заданным сменным планом.

Оперативность диспетчерской службы основывается на конкретности руководства, широкой осведомленности о состоянии работы в любом звене предприятия, систематическом контроле за ходом производственного процесса по графику и принятие незамедлительных мер по устранению возникающих отклонений.

Профилактика отклонений заключается в контроле качества сменно-суточных планов, их обеспеченности, знании пропускной способности каждого участка, его слабых сторон.

Оперативный контроль охватывает ежесменный учет сдачи цехами по графику деталей, сборочных единиц и изделий, состояния межцеховых передач и заделов в производстве, равномерность хода производства, выявление отклонений и их устранение.

Контроль равномерности хода производства в течение смены осуществляется централизованно из ПДО, где дежурят диспетчера и операторы, поддерживающие постоянную связь с диспетчерами.

В журнале диспетчерской службы регистрируются все отклонения от плана за смену, новые срочные задания, сообщения поставщиков о задержке в отправке грузов и разные поручения, которые необходимо выполнить диспетчерскому аппарату.

Исходной информацией, необходимой для облегчения бесперебойности работы, является: сменно-суточный план и данные оперативного учета о выполнении плана, об обеспеченности сменных заданий всем необходимым, перечень позиций плана, идущих с опережением или отставанием, данные журнала диспетчерской службы.

В журнале дежурный диспетчер делает отметки о принятых мерах. Кроме того, диспетчерская служба ведет картотеку, в которую входят мероприятия, осуществление которых требует более длительного периода.

Оперативность контроля усиливается ежедневными диспетчированными совещаниями, которые дают отправные данные всей работы диспетчерского отдела в течение текущих суток.

Для работы диспетчерских органов используют устройства, позволяющие руководителям быстро связываться с любым подразделением, получать информацию, давать указания с помощью телефонной, телеграфной, электронной связи.

Для непрерывного диспетчерского контроля и регулирования используется диспетчерский пульт с телевизионным устройством. В центральной части пульта помещена станция диспетчерской связи, которая обеспечивает связь проведения диспетчерских совещаний. Пульт имеет световую поисковую антенну, блоки автоматического счета и учета выпуска изделий, аппаратуру аудио- и видеозаписи и звукоусилительную станцию.

2.2 Задачи

1. Обеспечение ритмичной работы предприятия и равномерного выпуска продукции.

2. Обеспечение выполнения работ в соответствии с производимыми программами, договорными обязательствами, календарными графиками и сменно-суточными заданиями.

3. Максимальное использование производственных мощностей предприятия.

2.3 Функции

1. Организация рациональной производственных мощностей.

2. Организация мероприятий по повышению коэффициента сменности и созданию условий для эффективной работы персонала.

3. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование.

4. Регулярный оперативный контроль за ходом производства и других видов основной деятельности предприятия.

5. Принятие мер по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса.

6. Привлечение вспомогательных служб предприятия к ликвидации нарушений хода производственного процесса.

7. Координация обеспеченности цехов и участков необходимым сырьем, материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами.

8. Проведение нормативно-плановых расчетов по определению размеров партий запуска, сроков подач и норм запасов.

9. Систематический контроль за наличием заделов на уровне установленных нормативов в цехах и на участках, бесперебойным продвижением изделий по производственному потоку, выполнением графиков сдачи готовой продукции или законченных работ (услуг).

10. Обеспечение своевременного получения необходимой плановой документации для осуществления оперативного контроля за ходом производства.

11. Осуществление методического руководства диспетчерскими службами производственных подразделений предприятия.

12. Участие в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию производственного планирования, диспетчирования и оперативного учета и контроля за ходом производства.

13. Внедрение технических средств оперативного управления производством.

14. Подведение итогов работы и оценка деятельности подразделений предприятия по выполнению производственных программ выпуска продукции.

ДИСПЕТЧЕР АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1. Общие положения

1.1. Диспетчер автомобильного транспорта относится к категории специалистов.

1.2. Назначение на должность диспетчера автомобильного транспорта и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

1.3. На должность диспетчера автомобильного транспорта назначается лицо, имеющее высшее техническое или инженерно-экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по оперативному управлению движением автомобильного транспорта не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

1.4. Диспетчер автомобильного транспорта должен знать:

Устав автомобильного транспорта;

Основы транспортного законодательства;

Основы трудового законодательства;

Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, нормативные документы по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;

Порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;

Схему дорог и их состояние;

Адреса предприятий и режим их работы в районе обслуживания;

Правила эксплуатации автомобилей;

Основы правил дорожного движения;

Правила перевозок;

3.12. Проверяет правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координирует работу автотранспортных средств сторонних предприятий.

3.13. Обеспечивает контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимает меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах загрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении,

За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа № ___ на основании ________________________.

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

Трудовое назначение диспетчера автомобильного транспорта

Диспетчер автомобильного транспорта осуществляет оперативное управление автотранспортом предприятия в течение рабочей смены и востребован в основном в компаниях, занимающихся пассажирскими, грузовыми и другими перевозками. Кроме того, данная должность может быть востребована в организации, которая просто имеет в своем штате значительное количество транспорта, используемого на постоянной основе для нужд предприятия.

Структура типовой должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта

В должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта определяются основные составляющие трудовой деятельности (общие требования, должностные права и обязанности, рамки ответственности) этой штатной единицы в рамках конкретного предприятия с учетом специфики и направления работы организации. Так как должностная инструкция — это внутренний документ, разрабатывается она каждой организацией самостоятельно. Однако основные атрибуты и разделы документа, принятые обычаями делового оборота, в подавляющем большинстве случаев остаются неизменными.

Как и любой внутренний документ организации, должностная инструкция должна быть утверждена ее руководителем. Информация об этом размещается в начале инструкции: вверху справа на титульном листе отводится специальное место, где указываются дата утверждения документа и должность руководителя, который здесь же ставит свою подпись с расшифровкой. Чуть ниже или в конце документа расписываются сотрудники, которые участвовали в согласовании должностной инструкции на этапе ее разработки.

Основная информация документа представлена следующими разделами:

Не знаете свои права?

  1. Общие положения
    Этот раздел содержит в основном информацию о требованиях, которые работодатель предъявляет к кандидатам на должность диспетчера (образование, опыт работы, возраст, профессиональные и личные навыки). Также в эту часть инструкции включают список нормативных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен сотрудник, прежде чем приступит к выполнению должностных обязанностей. В этом же разделе определяется место должности диспетчера автотранспорта в штатной структуре предприятия, указывается категория (согласно единому квалификационному справочнику служащих, должность диспетчера автомобильного транспорта относится к группе специалистов), назначается непосредственный начальник работника и устанавливается порядок принятия, увольнения и замещения сотрудника.
  2. Должностные права и обязанности
    Это ключевой раздел документа, который представлен списком трудовых обязанностей и связанных с ними прав работника. Грамотно составленная должностная инструкция требует максимально подробно расписать должностные обязанности, так как детализирование трудовых функций облегчает работу сотрудника и в конечном итоге позволяет повысить производительность труда.
  3. Ответственность работника
    В этом разделе конкретизируется ответственность работника. При этом работодатель не должен забывать, что закон запрещает внутренним документам организации устанавливать ответственность строже, чем та, которую предусматривает Трудовой кодекс.

Образование и прочие навыки, необходимые диспетчеру для работы

Единый квалификационный справочник должностей служащих к требованиям, предъявляемым к претендентам на должность диспетчера автотранспорта, относит высшее либо среднее специальное образование. При этом предлагается соискателей с высшим образованием не обременять необходимым опытом работы по специальности, а кандидатов со средним специальным образованием отбирать со стажем работы по специальности от 3 лет.

На практике же чаще всего работодателю просто нужен сотрудник, который представляет, о какой работе идет речь, не только теоретически, но и в действии. Именно поэтому, в зависимости от сложности направления, по которому предстоит трудиться диспетчеру, требуется либо свидетельство об окончании специальных курсов вкупе с высшим или средним образованием не по профилю, либо диплом об окончании специального учебного заведения по профилю. Стаж работы по профессии каждый работодатель определяет индивидуально (как правило, требуется не меньше года).

Кроме того, диспетчер должен знать:

  • основные положения транспортного и трудового законодательства;
  • нормативные документы по вопросам организации управления движением автотранспорта;
  • правила оформления путевых листов;
  • схему дорог и адреса организаций в районе обслуживания;
  • основы правил дорожного движения;
  • правила перевозок;
  • расстояния и маршруты перевозок, состояние дорожного полотна по пути следования.

Помимо специального образования и опыта работы профессия диспетчера требует также наличия ряда личных качеств сотрудника, таких как:

  • внимательность;
  • ответственность;
  • организованность;
  • хорошая память;
  • стрессоустойчивость;
  • организаторские способности;
  • аналитический склад ума.

Должностные обязанности диспетчера автомобильного транспорта

Несмотря на то что каждое предприятие должностную инструкцию для диспетчера автомобильного транспорта составляет индивидуально, существуют общие должностные обязанности этого специалиста, которые могут быть включены в должностную инструкцию любой организации.

К таким обязанностям относятся:

  1. Организация и контроль водителей автотранспорта на линии.
  2. Контроль работы линейных диспетчерских пунктов.
  3. Инструктаж водителей об особенностях перевозок на маршруте, в том числе о состоянии дорог и метеорологических условиях.
  4. Поддержание связи с клиентами, погрузочно-разгрузочными и линейными диспетчерскими пунктами, автовокзалами и станциями.
  5. Применение мер для ликвидации вынужденного простоя транспорта.
  6. Оформление и контроль оформления путевых документов.
  7. Составление отчетов по итогам прошедшей смены.
  8. Контроль графика движения, расписания и интервалов движения и принятие соответствующих мер для их соблюдения.
  9. Перераспределение автотранспорта по маршрутам при изменении ситуации.
  10. Формирование предложений руководству по улучшению качества обслуживания клиентов.
  11. Контроль исполнения заказов.
  12. Принятие мер по своевременному устранению сбоев транспортных процессов.
  13. Контроль соблюдения водителями транспортной дисциплины.
  14. Организация при необходимости техпомощи подвижному составу на линии.

Порядок ознакомления сотрудника с должностной инструкцией

Согласно трудовому законодательству, работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором. В связи с этим, в трудовой договор, как правило, вносится пункт, согласно которому сотрудник обязуется выполнять должностные обязанности, определенные в его должностной инструкции. В связи с этим особую важность и значение приобретает порядок ознакомления вновь принятого специалиста с его должностной инструкцией.

Оптимальным и своевременным будет знакомить работника с его должностной инструкцией в день подписания трудового договора с ним, то есть в день принятия на работу. При этом на практике используется несколько способов фиксации времени ознакомления специалиста с документом:

  1. Предприятие использует единственный экземпляр должностной инструкции для ознакомления всех сотрудников данной должности. Отметки об ознакомлении проставляются прямо в конце документа в виде подписи работника с расшифровкой и указанием даты ознакомления.
  2. Каждому вновь принятому работнику выдается для ознакомления отдельный экземпляр инструкции, на котором и проставляются отметки об ознакомлении (также с датой). Подписанная инструкция в этом случае хранится в личном деле сотрудника.
  3. Для подтверждения факта ознакомления с должностными инструкциями используется специальный журнал, в котором фиксируются дата ознакомления и подпись работника.

Заключение

Важно при составлении должностной инструкции диспетчера автотранспорта не забывать, что работа над ней требует индивидуального подхода. Наравне с общими сведениями, применяемыми в большинстве инструкций, в документ целесообразно включить специальное содержание, учитывающее специфику работы конкретного предприятия и направление его деятельности.

Загрузка...
Top