Самый почитаемый пророк у иудеев. Мухаммед и евреи

Пророки в иудаизме всегда были особыми людьми. Их помыслами Бог имел возможность достучаться до верующих в него, их деяниями - показать миру пример праведной жизни, а их устами – явить свою волю всем живущим. Быть пророком суждено не каждому. В этом случае все решает Господь, а не человек. И зачастую многим пророкам приходилось взваливать на себя эту тяжкую ношу вопреки своей воле. В библии приводится история пророка Ионы, на которого Бог возложил эту величайшую миссию. Однако будущий пророк не пожелал служить Всевышнему и хотел скрыться от своей участи.

Возникновение пророческого дара имело место в древнем Египте. И пророки в иудаизме обязаны своим появлением непосредственно еврейскому народу, ведь именно они взывали к Моисею с просьбой предоставить им возможность такого общения с Богом. Люди не хотели более читать лишь священные рукописи, они жаждали «живого» общения с Богом, дабы слышать каждое его слово из уст пророка. Пожалуй, важнейшей целью, которая послужила возникновению пророчества, как дара, была неимоверная потребность в мудрейших откровениях всевышнего, ибо глас пророков вселял надежду и укреплял веру. Но чтобы Господь имел возможность послать через пророков свое откровение, последним нужно было контролировать свои мысли, дабы настроиться на особую духовную волну. Иногда, чтобы пророку удалось достигнуть такого состояния, ему приходилось по несколько часов наслаждаться звучанием мелодичных музыкальных инструментов.

Но пророки в иудаизме не ограничивали свои деяния только лишь тем, что ведали миру о божественных откровениях. Господь наградил своих подопечных разными дарами. Пророки имели возможность помогать людям, вылечивая их самые редкие заболевания. Также избранные, кого Бог наградил даром пророчества, имели возможность заглядывать в будущее, тем самым предсказывая различные события. Некоторые из пророков помимо своей божественной миссии, принимали активное и плодотворное участие в политической жизни государства Израильского и царства Иудейского. Одними из таких избранных был Елисей, который повлиял на события, связанные со сменой правящей династии. Можно вспомнить и Ахию, вдохновившего своими речами основателя Израильского государства. Даниил же и вовсе занял на некоторое время Вавилонский трон. Из числа наиболее известнейших пророков следует отметить Исайю, Елисея, Даниила, Иеремию и Илию.

Самые первые пророчества были описаны в книгах, которые повествовали об историческом начале еврейского народа. Пророчества более поздних времен озвучили впервые Амос и Исайяи были они представлены в виде отдельных трудов, которые писались доверенными писцами, а в некоторых случаях и самими пророками. Со временем труды всех пророков позднего периода были заключены в одной книге, которая получила название Книги пророков.

Все известные пророчества являются бесценными для еврейского народа и для всех верующих людей, так как на протяжении развития человечества, они несли в себе не только слово Божие, но моральные ценности для поколений будущего.

  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.
  2. Основные идеи учения иудаизма.
  3. Пророки и праведники в иудейской культуре.
  4. Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.

Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в мировой традиции (VII в. до н.э.). Некоторые положения национальной религии иудаизма стали фундаментом двух мировых религий - христианства и ислама. Оформление иудаизма в качестве монотеистической религии проходило в несколько этапов:

· политеизм (пантеонов ваалов);

· выделение в рамках пантеона племенного божества (около XI в. до н.э.);

· реформа культа в 622 г. до н.э., закрепившая статус Яхве в качестве единственного бога.

В иудаизме Бог (Яхве, Иегова) предстает как всемогущий мира и создатель закона, Торы. Он признается не только единым по своей природе, в противовес дуалистическим концепциям Бога, но и единственным. Главный символ веры евреев, Шема («Слушай»), гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Деятельность Бога не ограничивается творением мира и Торы «в начале времен», декларируется его постоянное активное участие в делах мира (божественное провидение). Для обозначения его присутствия в истории еврейского народа возникает понятие Шехина (Присутствующий).

В рамках иудаизма находит оформление и концепция богоизбранного народа. Яхве заключает Завет (брит) с еврейским народом (Израилем), основанный на взаимных обязательствах: Израиль соблюдает послушание по отношению к Богу, в то время как Бог предоставляет покровительство своему народу. Цель этого Завета – создание народа святых и праведников, народа, который явился бы глашатаем для всего остального человечества, «светом для язычников», посредником между ними и Богом в деле установления божественного владычества на земле. Тесно связанным с данной концепцией оказывается и образ священной земли (Израиля, Палестины), которая выступает одновременно как условие и как символ выполнения завета.

Периодизация иудаизма:

1. Библейский (оформление системы верований и культовых практик, канонического текста Священного Писания).

2. Талмудический (разработка и оформление устного закона).

3. Раввинистический (формирование раввината в качестве религиозного института).

4. Реформационный (возникновение идеологии Гаскалы и движение за религиозную реформу).

Священное Писание иудаизма включает следующие части: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), в совокупности составляющие Танах (по первым буквам названий). В традиции иудаизма Танах оценивается как откровение; сама Тора была продиктована Моисею на горе Синай.

К главной святыне христианского мира всегда было уважительное отношение иудеев и мусульман. Потому что у всех мировых религий есть вечные общие ценности.

Иудаизм, христианство, ислам сформировались в Ближневосточном регионе, и потому нет ничего удивительного в том, что они отсылают читателя к одним и тем же историческим событиям древности, а в их Священных книгах встречаются схожие сюжетные линии и действующие лица, - рассказывает «АиФ» Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. - Все они проповедуют универсальные : не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Аналогичные нормы человеческого общежития признаются в качестве нравственного поведения и другими религиями, например, первой по времени появления мировой религией - буддизмом.

Герои

Авраам

Ибрахим

Во всех трёх религиях - первый единобожник, от которого берут своё начало еврейский и арабский народы, проявил высшую степень покорности Богу, решив без колебаний принести в жертву сына, в христианстве и иудаизме - Исаака, в исламе - Исмаила.

Иисус Христос

Иса

В христианстве Иисус из Назарета - Христос (др.-греч. - «Спаситель») проповедовал скорое наступление Царствия Божьего, исцелял больных, воскрешал мёртвых, умер мученической смертью на кресте, искупив грехи человеческие, а на третий день воскрес и вознёсся на небо. Иудаизм не признаёт Иисуса мессией, т. е. спасителем. В исламе Иса - один из почитаемых пророков Аллаха, через которого Бог послал Божественное Писание - Инджиль (Евангелие). Божественное происхождение Исы не признаётся.

Соломон

Шломо

Сулейман

В иудейской и христианской традициях почитается как сын Давида, мудрый правитель древности, строитель Иерусалим­ского храма. В исламе он - сын Дауда, пророк и мудрый царь, понимал язык зверей и птиц. Во всех трёх религиях есть упоминание о встрече Соломона с царицей Савской (Билкис в исламе).

Моисей

Моше

Муса

Описание жизни этого пророка во всех трёх религиях совпадает - подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Согласно учению иудаизма, Моше на горе Синай была ниспослана Тора (Священное Писание иудеев), в исламе Муса - собеседник Аллаха, которому Бог ниспослал Таурат (Священное Писание мусульман).

Георгий Победоносец

Джирджис, Гиргис, Эль-Худи

Один из самых почитаемых святых. Согласно житию, когда вспыхнули гонения на христиан, отправился к императору Диоклетиану отстаивать свою веру. По преданию, Георгия заключили в темницу и после чудовищных пыток обезглавили. В мусульманской традиции он также мученик за веру, который жил в Палестине. Был замучен до смерти в Мосуле императором Даданом, но затем воскрес и совершил множество воскресений из мёртвых.

А также:

Дева Мария

Марйам

Архангел Гавриил

Гавриэль

Джабраил

и др.

Общие сюжеты

Потоп

Ной (в иудаизме и христианстве, Нух - в исламе) - праведник, был спасён во время Всемирного потопа. По указанию Бога сделал Ковчег, в котором укрыл свою семью и по паре животных каждого вида. Считается продолжателем рода человеческого. В Коране Нух - один из самых почитаемых пророков. Проповедовал единобожие, но безуспешно. Тогда Нух попросил о помощи, и Аллах приказал ему построить корабль, затем наполнил мир водой. Все неверующие погибли...

Судный день

Признаётся в качестве святыни последователями всех трёх авраамических религий. Для иудеев и христиан эта гора есть место, куда Авраам устремился, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака, а царь Соломон на её вершине построил Храм единого Бога. Для мусульман это место вознесения Мухаммада к престолу Аллаха в так называемую ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). В наше время у подножия храмовой горы перед Западной стеной для молитвы собираются иудеи.

Моисей навсегда вошел как в еврейскую, так и в мировую историю в качестве выдающегося лидера и величайшего из пророков, но странное дело: на протяжении длиннейшей библейской главы «Тецавэ», которую иудеи всего мира читают на этой неделе, имя Моисея не упомянуто ни разу.

Комментаторы и толкователи Священного текста объясняли это по-разному. Великий еврейский мудрец Бааль а-Турим, живший в Европе во второй половине XIII - первой половине XIV веков и написавший фундаментальный труд по еврейскому закону «Арбаа Турим», считал, что таким образом исполнились слова самого Моисея. Однажды, в пылу спора с Творцом, защищая еврейский народ, Моисей прокричал: «Ты простишь их?! Если нет - то сотри моё имя из книги, которую Ты написал!» В результате Всевышний простил еврейский народ, но и слова Моисея не забыл и стер его имя - не из книги, но из одной главы.

Другой великий мудрец и духовный авторитет - Виленский гаон, живший в Литве в XVIII веке и ставший основателем целого направления внутри иудаизма, полагал, что причина - в календаре: обычно чтение главы «Тецавэ» приходится на неделю, в которую выпадает 7 адара - дата смерти Моше. И отсутствие его имени в тексте иллюстрирует и символизирует чувство утраты от потери величайшего еврейского лидера.

Еще один выдающийся раввин и законоучитель - Ицхак Бен-Йегуда а-Леви, живший в XIV веке в Испании и написавший книгу комментариев на библейский текст «Панеах Раза», искал причины в прошлом - в первом разговоре Моисея с Творцом, явившем себя в образе неопалимой купины. Тогда Предвечный настоятельно рекомендовал Моисею отправиться в Египет и вывести оттуда евреев, а он раз за разом отказывался от этой миссии. В какой-то момент Моисей сказал: «Пошли того, кого Ты посылаешь всегда». И тогда Творец постановил, что Моисея будет сопровождать его брат Аарон. Таким образом, разделив миссию с братом, Моисей лишился части своей роли, которую мог исполнить во всей полноте сам. Отошедшая Аарону роль известна - он стал первым первосвященником, и только его потомки во все времена могли стать первосвященниками Иерусалимского Храма. Из этого мы понимаем, что у Моисея было достаточно потенциала быть одновременно и пророком, и первосвященником, но он сам от части предназначения отказался. Поэтому, как объяснял Ицхак Бен-Йегуда а-Леви, имя Моисея и не упомянуто в недельной главе «Тецавэ», посвященной первосвященникам.

***

Отличие иудаизма от других религий заключается в том, что он признает не только одну, а сразу несколько форм религиозного лидерства. Первыми лидерами еврейского народа были пророки: Авраам, Ицхак, Яаков, Иосиф, Моисей. Главное, что их объединяло - им открывался Творец. Фигура пророка всегда занимала воображение людей. Он или она - личность всегда драматичная, говорящая правду, не боящаяся бросить вызов сильным мира сего или даже целому обществу во имя высших, в чем-то утопических идей. Никто не оказал столь сильного влияния на формирование еврейского народа, как пророки. И величайшим из них был Моисей.

Лидерство первосвященников - иного склада. Священничество с функциональной точки зрения стало востребованным с дарования Десяти заповедей на Скрижалях Заветах и возникшей необходимости сохранения последних, а также в связи с появлением законов, связанных с построением Храма, жертвоприношениями и богослужениями. Первосвященники - хранители святости, отдельная каста в еврейском обществе того времени. Они должны были вести закрытый образ жизни, сосредотачиваясь на служении в Иерусалимском Храме и воздерживаясь от участия в общественной жизни и политической борьбе. Последнее, увы, не всегда удавалось.

Можно допустить: Моисей прекрасно понимал, что делал, когда отказался от священничества в пользу брата. Слишком уж разные эти роли - священника и пророка. Причем буквально во всём! Пророчество - это дар Б-жий, первосвященство же передавалось по наследству. Работа в Храме была невозможна без таких качеств, как внимательность к деталям, трепетность к самым последним мелочам, предельная аккуратность, но не требовала от священника каких-то выдающихся личных качеств или большой харизмы. А пророки, напротив, воплощали харизму и индивидуальность, ибо нет пророков, пророчащих одинаково.

Жизнь священников была регламентирована до предела - дополнительными ограничениями, призванными сохранить чистоту и святость, необходимостью носить специальные одежды и жить в удалении ото всех, особым распорядком жизни, который определяли не личные желания и даже не семейные потребности, а работа - храмовая служба. Пророк же, напротив, мог жить как угодно и где угодно. Он мог быть пастухом, как Моисей и Амос, или земледельцем, как Элиша. Пока на пророка не снизошло божественное откровение, его жизнь ничем не отличалась от жизни остальных евреев.

Священники и пророки жили в разных режимах времени. Первые - в цикличном времени, каждый следующий день был похож на предыдущий, равно как и недели, и месяцы. И этот распорядок никто и ничто не должно было поколебать. Пророк жил в гораздо более динамичном времени, каждый день мог принести радость или проклятие, ликование или боль, но никак не был похож ни на предыдущий, ни на последующий.

Различия даже в лексике: главными словами для храмовых священников были кодеш и холь , тахор итамей - святой и будничный, чистый и нечистый. Для пророка такими словами были цедек и мишпат ,хесед и рахамим - праведность и справедливость, добро и сострадание.

Различие между сознанием первосвященника и пророка в иудаизме столь же фундаментально, как и разница между Творением и Освобождением. Первосвященник говорит от имени Б-га в отношении вневременных истин, а пророк передает слово Творца, актуальное здесь и сейчас! Без пророков иудаизм бы стал историческим культом, но без священничества народ Израиля не стал бы народом вечности. Тем более что, по словам самих же пророков, народ Израиля должен был стать «царством священников», а не армией пророков. Пророк разжигал огонь в душах и сердцах, первосвященник должен был поддерживать это пламя, превращая его в «вечный свет».

Джонатан Сакс

ПОДВОДЯ ИТОГИ,

следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии.

Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем по ветхозаветным меркам и заповедям все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвящённое на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя. Вместо этого появилось новое Писание - Талмуд, новое иерархическое служение - раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, каббала.

Всё это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм - совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам .

Христианство и поздний иудаизм

В целом, Талмуд насаждает резко негативное, презри­тельное отношение ко всем не-иудеям, в том числе к хри­стианам; подобный факт, естественно, не относится к чис­лу условий способных обеспечить уважительное совместное существование людей различных религий.

«От ближнего не отымай ничего, как гласит заповедь, но ближний твой еврей, а не прочие народы света» (Санхедрин, 7),
«если кто скажет, что Бог принял на себя плоть человеческую, то он лжец и достоин смерти, посему на такого человека еврею дозволяется свидетельствовать ложно» (там же),
«иноверец, убивший иноверца, равно и еврей убивший еврея, наказывается смертью; но еврей, убивший иноверца, не подлежит наказанию» (там же).

Книга поздних галахических постановлений Шулхан-арух предписывает, по возможности, уничтожать храмы христиан и всё, им принадлежащее (Шулхан-арух, Иоре де"а 146);
за­прещается также спасать христианина от смерти, даже если бы сей последний упал в воду и обещал всё свое состояние за спасение;
разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть;
и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Шулхан-арух, Иоре де"а 158, 1; Талмуд Абода зара 26).

В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннем средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение - «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными оскорбительными вымыслами о Христе, показавшими нравственную деградацию тех, кто их сочинил, читал и переписывал из века в век. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовало еще несколько десятков антихристианских трактатов.

В раннее средневековье иудеи совершили ряд чудовищных преступлений против христиан, которые и дали толчок евро­пейскому антисемитизму. Около середины V века иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христи­ан. Не было такого мучения, которому не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 524 г. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего всех жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой, всех, кто отказывался принимать иудаизм, броса­ли в них живьём (Память 4300 мучеников Наджранских Церковь отмечает 23 октября). В ответ на это союзники Византии - эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

90 лет спустя, когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе (вернуться в который им позволили именно христиан­ские государи, отменив антисемитские указы римских императоров-язычников), войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причём в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 тысяч проданы в рабство. Разумеется, император Ираклий, отвоевав у персов Иерусалим, отнёсся к предателям-иудеям сурово. Эти два события повлияли и, в целом, определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.

Следующие канонические постановления определяют отношения православного христианина с иудеями:

7 Апостольское правило :
«Если епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет - да будет извержен от священнаго чина».

65 Апостольское правило :
«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться - да будет и от чина священнаго извержен и отлучен от общения церковнаго».

70 Апостольское правило :
«Если кто, епископ или пре­свитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки или нечто подобное, - да будет извержен. Если же мирянин - да будет отлучен».

11 Правило VI Вселенского Собора :
«Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творити - то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

8-е правило VII Вселенского Собора
гласит о том, что иудеев следует принимать в Церковь только если обращение их будет от чистого сердца и засвидетельствовано торжественным отречением от ложных учений и обрядов новоиудейства. Поэтому, приходящий из иудаизма к православию человек обязан перед крещением пройти специальный чин отречения.
В истории Церкви было немало случаев искреннего обраще­ния из позднего иудаизма в Православие, в частности, такие святые отцы как святитель Епифаний Кипрский (IV в.) и преподобный Константин Синадский (IX в.), который после обращения проповедовал своим соплеменникам и пережил от них не одно покушение. В XVIII веке на горе Афон подвизался покаявшийся раввин, принявший крещение и постриг с именем Неофит, написавший полемическое сочинение против иудаизма. В России во второй половине XIX века А. Алексеев, сам обращенный в православие иудей, отличился миссионерскими трудами среди иудеев, опубликовал несколько полемических сочинений, укреплял других евреев, перешедших в Православие.

Богоотверженность новоиудаизма

Свт. ИППОЛИТ РИМСКИЙ :
«Всем они (иудеи) пре­ткнулись, оказавшись ни в чём не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступ­никами, ни в отношении к пророкам, потому что умерт­вили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангель­скому, потому что распяли Самого Спасителя; не повери­ли и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались бо­гоненавистники, а не боголюбцы».

Свт. ИОАНН ЗЛАТРУСТ :
«Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, наме­ренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба при­шедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака за­блуждения. Они были ветвями святаго корня, но отломи­лись: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благо­честия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали покло­нение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхи­щали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, са­ми они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, нис­пали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, воз­могли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразум­ность и возвыситься до почести сынов (Божиих)».

Из чего это видно? «Несть добро отъята хлеба чадом, и поврещи псом» (Матф. 15, 26), - так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сдела­лись псами, а мы чадами. «Блюдитеся от псов, - говорит об них Павел, - блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание» (Фил. 15, 2, 3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? «Бли­цы же прияша Бго, - говорит евангелист, - даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1, 12). Нет ничего жальче иуде­ев: они всегда идут против собственнаго спасения. Когда над­лежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда за­кон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы со­блюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раз­дражают Бога не только преступлением закона, но и соблю­дением его? Поэтому, говорит св. Стефан: «Жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и угиесы, вы всегда Дyxy Святому противитеся» (Деян. 7, 51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его.

Синагога :
«Они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия. Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: «Нет никакого различия меж­ду театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе». Сказано: «Оставих дом Мой, оставих до­стояние Мое» (XII, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).

Святитель Иоанн пишет далее, что посещение синагоги христианином более оскверняет его, чем посещение язычес­кого капища:
«Место, где собираются христоубийцы, где пре­следуют крест, где хулят Бога, не знают Отца, поносят Сына, отвергают благодать Духа, где еще находятся и самые демо­ны, - такое место не более ли пагубно? Ибо там (в язычес­ком капище) нечестие явно и очевидно, и не так легко при­влечет или обольстит человека умнаго и здравомыслящаго; но здесь (в синагоге иудеи), говорящие о себе, что покланя­ются Богу, отвращаются идолов, имеют и почитают пророков, этими словами устраивают только большую приманку и ввер­гают в свои сети людей простых и неразумных, по их неосто­рожности. Значит, нечестие как у иудеев, так и у язычников, одинаково; но обольщение у первых действует гораздо силь­нее, потому что у них не виден ложный жертвенник, на ко­тором они закалают не овец и тельцов, а человеческие души.

Поклонение Богу :
«Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Бо­гу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланя­ется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. «Аще Отца Мо­его бысте ведали, - говорит Он, - и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего» (Ин. 8, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяют­ся Богу, нет; там место идолослужения» (Свт. Иоанн Зла­тоуст: Пять слов против иудеев).

Почитание Моисея и ветхозаветных праведников :
«Во время гонений палачи держат в руках у себя тела му­чеников, терзают, поражают бичами: так ужели их руки ста­ли святы от того, что держали тела святых? Нисколько. Ес­ли же руки, державшия тела святых, скверны по тому само­му, что держали беззаконно; то те, которые имеют у себя Писания святых и оскорбляют их столько же, как и палачи тела мучеников, ужели поэтому будут заслуживать уваже­ние? Не крайне ли было бы это безумно? Если беззаконное держание тел (святых) не только не освящает, но делает еще более скверными держащих: тем более чтение Писаний (пророческих) без веры не может принести пользы читаю­щим. Так это именно настроение, с каким иудеи держат у себя (священныя) книги, обличает их тем в большем не­честии. Не имея пророков, они не заслуживали бы такого осуждения; не читая книг, не были бы так нечисты и мерз­ки. Теперь же они не заслуживают никакого снисхождения; потому что, имея проповедников истины, питают враждеб­ное настроение и к самим проповедникам и к истине» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).

Об иудейских праздниках :
«Но праздники их, скажете, имеют в себе что-то важное и великое! И их сделали они нечистыми. Послушай проро­ков, или лучше, послушай самого Бога, какое сильное отвра­щение показывает Он к ним: «Возненавидех и отвергох пра­здники ваша» (Амос. V, 21). Бог ненавидит их. Не сказано, (что ненавидит) такой-то и такой-то праздник, но вообще все...»

Говоря об иудейской пасхе, св. Иоанн указывает, что согласно закону она должна обязательно производиться в Ие­русалиме, а так как новоиудеи производят ее на всяком ме­сте, кроме Иерусалима, соответственно, она и не может счи­таться исполнением Ветхого Закона. Святитель говорит, что физическая невозможность совершать жертвы по Моисееву закону является яснейшим указанием Божиим, что соблюде­ние Ветхого Завета после заключения Нового уже не угодно Ему: «Как врач отводит больного от его неразумнаго требова­ния, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным» (Свт. Иоанн Златоуст: Пять слов против иудеев).

Прп. НИКИТА СТИФАТ :
«Бог возненавидел и отверг и служение иудеев и субботы их и праздники» (Слово к иудеям).

Св. ИУСТИН ФИЛОСОФ
в разговоре с Трифоном упо­минает о действии Духа Святого в истории Израиля:
«Дух, действовавший в пророках, помазывал и поставлял вам ца­рей» (Триф. 52). Говоря о действии Духа Святого в ветхо­заветные времена, св. Иустин утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа рке больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем св. Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных дейст­вий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе» (Триф. 82); так что «можно видеть среди нас и женщин и мужчин, име­ющих дары от Духа Божия» (Триф. 88); «этому научил нас Святой Дух пророчественный» (1 Ап. 44). И вообще хрис­тианство «это учение, которое исполненно Св. Духа и изо­билует силою и благодатью» (Триф. 8). Синагога и Цер­ковь - это «два дома Иакова - один рожденный от кро­ви и плоти, другой - от веры и Духа» (Триф. 135).

Иудеи и конец мира

Согласно Святым Отцам, иудеям отведена одна из ключевых ролей во времена последнего отступничества и пришествия антихриста.

Прп. ИОАНН ДАМАСКИН :
«Иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет богом».

Свт. ИППОЛИТ РИМСКИЙ :
«Итак, когда Христа провозгласило писание львом и скимном Львовым, то подоб­ное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: «Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33, 22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: «Да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску» (Быт. 49, 17).

Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3, 1), обольстивший Еву и запнувший Адама?» «Он призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу; как говорит пророк: „Соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним"».

Свт. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
говорит, что антихрист «ложно наименует себя Христом и сим наименованием обольстит иудеев, ожидающих мессию, а тех, которые из язычников, привлечет волшебными мечтами». «Антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от роду Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном. Придет же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя (Мф. 24, 2)». (Стена плача).

Прп. ЕФРЕМ СИРИН :
«Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ-убийцы - иудеи. Посему и он как бы из предпочтения, помышляя о них, укажет всем им место и храм».

Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
утверждает, что храм никогда не будет построен: «Ибо, если бы они и имели надежду опять получить свой город, возвратиться к прежнему устройству и видеть свой храм восстановленным, чего впрочем, никогда не будет, то и в таком случае не могли бы ничем оправдать того, что теперь делают» (Пять слов против иудеев).

Литература:

1. Агада. М., 1995.

2. Амврази Н. История о чудесном обращении ко Хрис­ту еврейского раввина Исаака. М., 1996.

3. Алексеев А. Беседы православного христианина из ев­реев с новообращенными из своих собратий об исти­нах Святой Веры и заблуждениях талмудических. Новгород, 1897.

4. Аръе Форта. Иудаизм.

5. Бренъе Ф. Евреи и Талмуд. Париж, 1928.

6. Вавилонский Талмуд. М., 1998.

7. Даль В. И. Разыскание о убиении евреями христиан­ских младенцев и употреблении крови их.

8. Дворкин А.А. Очерки по истории Вселенской Право­славной Церкви. Нижний Новгород, 2003.

9. Книга Правил. М., 1893.

10. Островский С. Человек из Назарета. М., 1996.

11. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 2002.

12. Св. Иоанн Златоуст. Пять слов против иудеев. М„ 1999.

13. Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. М., 1997.

14. Св. Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. М., 1994.

15 Штейнзалъц А. Еврейский мир.

Загрузка...
Top