Современная национальная политика россии. Приоритетные направления национальной политики в российской федерации Основные цели государственной национальной политики рф

Концепция
государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию
(утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. N 259)

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, а также на приоритеты и формы оказания иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие государств - получателей помощи, урегулирование кризисных ситуаций, возникающих вследствие стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, внутренних и (или) международных конфликтов.

2. Правовую основу государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о взаимодействии с международными организациями и иностранными государствами. Государственная политика Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется с учетом основных документов Организации Объединенных Наций, в том числе положений Устава Организации Объединенных Наций, Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития, Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию ("Йоханнесбургский план выполнения решений"), Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, Итогового документа Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Будущее, которого мы хотим", а также с учетом положений Парижской Декларации по повышению эффективности внешней помощи, Аккрской программы действий, Пусанского плана партнерства в целях эффективного сотрудничества в области развития, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и Санкт-Петербургской стратегии развития 2013 года.

3. Исходя из своей исторической ответственности за формирование современной системы международных отношений и ее дальнейшее совершенствование, Российская Федерация рассматривает содействие международному развитию как один из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам. Системная реализация настоящей Концепции будет способствовать продвижению национальных интересов России в этой области путем достижения максимальной отдачи от оказываемой помощи. Накопленный опыт в сфере международного сотрудничества и собственный донорский потенциал позволяют России, развивая апробированные форматы участия в международном сотрудничестве и многосторонних проектах, усиливать акцент на адресные двусторонние программы оказания помощи и аргументированно определять государства - получатели помощи, руководствуясь положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции внешней политики Российской Федерации.

4. Россия поддерживает стремление международного сообщества к устойчивому социально-экономическому развитию всех государств, являющемуся фундаментом современной системы международной стабильности и коллективной безопасности, и ставит содействие такому развитию целью государственной политики Российской Федерации в этой сфере.

5. Россия проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию, что отвечает национальным интересам страны и способствует стабилизации социально-экономической и политической ситуации в государствах-партнерах, формированию отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействует устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах, а также укреплению прочных позиций в мировом сообществе и в конечном счете созданию благоприятных внешних условий для развития Российской Федерации.

II. Задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

6. Задачами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию на глобальном уровне являются:

а) ликвидация бедности и содействие устойчивому социально-экономическому развитию государств-партнеров, включая постконфликтные государства;

б) влияние на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права и партнерских отношениях между государствами;

в) преодоление последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

г) поддержка международных усилий и инициатив по повышению прозрачности, качества и эффективности оказания содействия международному развитию, активное участие в выработке общих подходов к реализации согласованных решений в этой сфере;

д) укрепление позитивного восприятия Российской Федерации и ее культурно-гуманитарного влияния в мире.

7. Задачами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию на региональном уровне являются:

а) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся потенциальных очагов напряженности и конфликтов, источников незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и организованной преступности прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах и предотвращению их возникновения;

б) содействие интеграционным процессам на пространстве Содружества Независимых Государств;

в) способствование эффективному государственному управлению, основанному на принципах верховенства закона и уважения прав человека в государствах - получателях помощи, поощрение самостоятельного решения возникающих проблем правительствами таких государств при соблюдении ими международно-правового принципа ответственности государств перед своими гражданами и международным сообществом за проводимую внутреннюю и внешнюю политику;

г) содействие развитию торгово-экономического сотрудничества.

8. Принципами государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию являются:

а) приверженность России приоритетам устойчивого развития государств - получателей помощи, концентрация усилий для достижения конкретных результатов в борьбе с бедностью и неравенством, взаимодействие с государствами-партнерами в сфере содействия международному развитию в целях повышения доверия, взаимного уважения, обеспечения прозрачности и подотчетности;

б) направленность на укрепление равноправия и демократизацию системы международных отношений, ускорение социально-экономического развития государств - получателей помощи;

в) оказание адресной помощи и стремление к диалогу с государствами - получателями помощи с учетом политических, экономических, социальных, экологических и других особенностей каждого из таких государств;

г) взаимодействие с третьими странами и координация совместных действий в сфере содействия международному развитию, в особенности при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

III. Региональные приоритеты Российской Федерации и формы оказания помощи в сфере содействия международному развитию

9. Помощь в сфере содействия международному развитию может оказываться:

а) государствам - участникам Содружества Независимых Государств, Республике Абхазия, Республике Южная Осетия и другим государствам, проводящим курс на добрососедство и союзничество с Россией, а также отдельным государствам, являющимся наряду с Российской Федерацией участниками международных объединений и организаций на евразийском пространстве;

б) государствам, имеющим исторически сложившиеся дружественные связи с Россией;

в) государствам, участвующим в реализации совместных с Россией экономических и социальных проектов, представляющих взаимный интерес;

г) развивающимся государствам, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации.

10. Приоритетными направлениями в сфере содействия международному развитию на региональном и глобальном уровнях, соответствующими национальным интересам России, являются:

а) повышение качества работы систем государственного управления, включая управление государственными финансами государств - получателей помощи;

б) улучшение условий для осуществления торгово-инвестиционной деятельности в государствах - получателях помощи, в том числе путем упрощения процедуры трансграничного перемещения товаров и услуг;

в) формирование в государствах - получателях помощи промышленного и инновационного потенциала;

г) стимулирование экономической активности в государствах - получателях помощи и создание предпосылок для участия в ней беднейших слоев населения;

д) создание и совершенствование национальных систем противодействия организованной преступности и международному терроризму, пресечение финансирования деятельности преступных групп и организаций;

е) поддержка усилий по постконфликтному миростроительству, содействие поступательному социально-экономическому развитию государств, переживших вооруженные конфликты, и недопущение их возобновления, в том числе путем расширения участия России в международных операциях по поддержанию мира, а также в Комиссии по миростроительству;

ж) способствование региональной экономической интеграции, развитию государственных институтов, созданию транспортной инфраструктуры, рациональному использованию природных ресурсов, реализации социально-экономических проектов на территориях государств - получателей помощи с вовлечением в производственную деятельность беднейших слоев населения этих государств;

з) обеспечение доступа населения государств - получателей помощи к важнейшим источникам жизнедеятельности, прежде всего к воде и электроэнергии;

и) создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств - получателей помощи в области информационных, коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися государствами;

к) содействие обеспечению продовольственной безопасности и сельскохозяйственному развитию государств - получателей помощи;

л) укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, ориентированных в том числе на борьбу с распространением инфекционных заболеваний;

м) повышение качества образования, в первую очередь начального и профессионального, для населения государств - получателей помощи, а также обеспечение его доступности;

н) принятие мер, направленных на охрану окружающей среды и решение трансграничных экологических проблем;

о) развитие институтов демократического общества, включая защиту прав человека.

11. Содействие международному развитию осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в следующих формах:

а) на двусторонней основе:

выделение целевых финансовых грантов либо осуществление безвозмездных поставок товаров или безвозмездного оказания услуг государствам - получателям помощи;

предоставление на льготных условиях кредитов для финансирования поставок промышленной и сельскохозяйственной продукции в государства - получатели помощи или реализация на их территориях инвестиционных проектов на условиях срочности (кредит используется в сроки более длительные по сравнению с коммерческими кредитами), платности (по льготным процентным ставкам) и возвратности (выделенные средства не являются безвозмездной помощью);

оказание технического содействия путем передачи государствам - получателям помощи знаний и опыта в целях развития институционального и кадрового потенциала в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму и в других областях;

облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы "долг в обмен на программы развития", при условии принятия дебитором обязательств по направлению высвобождающихся ресурсов на социально-экономическое развитие государства - получателя помощи;

предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российский рынок;

содействие активному вовлечению государств-партнеров в международную торговлю;

направление целевых взносов на реализацию международных программ с использованием возможностей международных организаций и оказание иной помощи, имея в виду, что Российская Федерация оставляет за собой право принятия решения в отношении выбора государства - получателя помощи, характера помощи, направления российских специалистов для оказания технического содействия (помощь на трехсторонней основе), а также в отношении закупки несырьевых товаров и услуг;

б) на многосторонней основе:

уплата взносов в международные организации системы Организации Объединенных Наций, в другие международные организации и международные финансовые институты, международные и глобальные фонды;

участие в инициативах, реализуемых во исполнение договоренностей, достигнутых в рамках "Группы восьми", "Группы двадцати", Содружества Независимых Государств, БРИКС и других организаций и объединений.

IV. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию

12. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности осуществляются в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации.

13. Механизм реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию включает в себя:

а) государственные программы Российской Федерации, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие в пределах своей компетенции участие России в содействии международному развитию;

б) Комиссию Российской Федерации по вопросам содействия международному развитию, которая будет создана в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти в области содействия международному развитию и подготовки предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной политики Российской Федерации в этой области. Положение об указанной Комиссии и ее состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

14. Информационное сопровождение государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию осуществляется всеми заинтересованными российскими участниками содействия международному развитию как в государствах - получателях помощи, так и в государствах, оказывающих содействие международному развитию.

15. Рассмотрение вопроса об оказании Россией содействия международному развитию и принятие решения по этому вопросу осуществляются при наличии следующих оснований:

а) обращение иностранного государства с просьбой об оказании содействия его развитию;

б) инициатива в оказании помощи заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с государствами - получателями помощи;

в) обращение международной организации с предложением оказать финансовое или техническое содействие в реализации той или иной инициативы;

г) инициатива в оказании помощи российского бизнес-сообщества и общественных организаций;

д) наличие в государствах - получателях помощи национальных программ по борьбе с бедностью и стратегий обеспечения устойчивого социально-экономического развития, совершенствования общественных институтов в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки малоимущих;

е) заинтересованность государства - получателя помощи в поступательном развитии двусторонних отношений.

16. Решение о предоставлении помощи иностранному государству или прекращении оказания помощи принимается Правительством Российской Федерации.

17. Российская Федерация поддерживает реализацию программ содействия международному развитию в приоритетных направлениях, государствах и регионах субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурами российского бизнес-сообщества и неправительственными организациями за счет их собственных средств.

V. Роль научных кругов, общественности и бизнес-сообщества в оказании содействия международному развитию

18. К осуществлению мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию могут привлекаться представители научных кругов, общественности и бизнес-сообщества. По их запросам федеральные органы исполнительной власти предоставляют информацию о возможностях развития партнерства с государствами - получателями помощи, оказывают содействие инвесторам и экспортерам в установлении и поддержании связей с этими государствами, создают условия для привлечения частного сектора экономики к реализации проектов, осуществляемых в развивающихся государствах в сфере содействия международному развитию.

19. Общественные объединения, негосударственные и некоммерческие организации, зарегистрированные в Российской Федерации, могут развивать сотрудничество с иностранными общественными и благотворительными организациями, оказывая содействие развитию культурных и гуманитарных связей. Вопрос о выделении бюджетных ассигнований из федерального бюджета указанным объединениям и организациям, зарегистрированным в Российской Федерации, в целях использования их возможностей для доведения российской помощи до государств - получателей этой помощи рассматривается в установленном порядке.

VI. Организация учета средств, выделяемых Российской Федерацией на оказание содействия международному развитию, и оценка эффективности их использования

20. Информация об объемах и о формах оказания помощи в сфере содействия международному развитию подлежит своевременному учету федеральными органами исполнительной власти, которые организуют анализ проектов и учет средств, выделяемых Российской Федерацией на содействие международному развитию.

21. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на содействие международному развитию осуществляется исходя из критериев, важнейшими из которых являются:

а) достижение запланированного результата оказания помощи;

б) соотношение фактических затрат на оказание помощи и полученного результата;

в) достижение результата, сопоставимого с результатами аналогичных проектов, реализованных в сфере содействия международному развитию, или превосходящего их;

г) сохранение положительного эффекта, полученного в результате оказания помощи;

д) обоснованность оказанной помощи в рамках общей политики в сфере содействия международному развитию;

е) вклад в развитие двустороннего взаимодействия государств - получателей помощи с Российской Федерацией в области политики и в других областях;

ж) содействие позитивному восприятию Российской Федерации как государства-донора в государстве - получателе помощи, а также в других государствах-донорах;

з) ожидавшиеся и незапланированные результаты при оказании помощи в рамках содействия международному развитию.

22. Оценка эффективности реализации проектов Российской Федерации, направленных на содействие международному развитию, осуществляется совместно с органами власти государства - получателя помощи и (или) руководителями международных организаций.

Государственная национальная политика в Российской Федерации.

1.«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025г.».

2.Субъекты национальной политики.

3.Сотрудничество органов власти с национально-культурными общественными организациями.

4.Укрепление общероссийской идентичности и формирование российской нации на Юге России.

5.Экономическая поддержка этнокультурных групп населения.

6.Создание условий для сохранения художественных ценностей и культур.

7.Проблема эффективности национальной политики.

1. Государственная национальная политика – это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". До настоящего времени в России действовал силу Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 июня 1996 г. № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учётом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года. Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). 2. Субъектами национальной политики выступают государство и социально-этнические общества. Государство осуществляет национальную политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общества участвуют в формировании и реализации национальной политики через представительные органы Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. На федеральном уровне вопросами реализации национальной политики занимается Министерство регионального развития (Департамент межнациональных отношений), Министерство культуры, на региональном уровне различные исполнительные органы (например в Дагестане Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан).

3. Одной из форм самоопределения является национально-культурная автономия.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В России создано более 530 национально-культурных автономий: 16 федеральных, около 170 региональных, более 350 местных НКА (2006г.).

Национально-культурные движения - это добровольные, самоуправляемые объединения, созданные на основе культурных интересов различных этнических групп с целью возрождения или сохранения ценностей и культурных норм.

Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации создана была юридическая основа для того, чтобы «формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны». Концепция призывает именно «через национально-культурные ассоциации и объединения» обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью решения неотложных проблем жизнеобеспечения этнических меньшинств.

На Юге России в кавказских республиках в настоящее время зарегистрировано 89 национально-культурных движений.

Национально-культурные движения ориентированы на возрождение, развитие и сохранение самобытности культуры различных этнических групп, а также их обычаев, традиций, языка. Принципом деятельности национально-культурных движений выступает принцип равенства - провозглашение равноправия, в результате подчинения государственной власти, уважение фундаментальных прав человека (личных, религиозных, культурных). На Юге России целями национально-культурных движений является создание условий для культурно-самобытного развития. По форме организации национально-культурные движения на Юге России децентрализованы и не принимают формы жесткой иерархической организации. Их принципом структурирования является самоорганизация, которая основывается на этнической принадлежности и развитии культурной самобытности.

4. Среди потенциальных рисков особое значение имеет проблема системы идентичности на Северном Кавказе. В последние годы была очевидна тенденция к их гармонизации, когда российская, региональная и этническая идентичность стали взаимодополняющими в ЮФО. С созданием СКФО, напротив, объективно возникает вызов российской идентичности в северокавказском макрорегионе – единственном в России округе, где русские не составляют абсолютного большинства населения. Имеются основания полагать, что дальнейшая территориальная (окружная) идентичность будет формироваться как северокавказская и колебаться между российской и общекавказской.

Если такая динамика укрепления кавказской идентичности сохранится в длительной перспективе, то это неизбежно и противоречиво скажется на соотношении российской и региональной идентичностей. Тем не менее, Правительство РФ в качестве главного конфликтогенного фактора в регионе по-прежнему рассматривает социально-экономический, а потому в сентябре 2010 г. утвердило первую «Стратегию социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года». Безусловно, стратегия, предложенная А.Г. Хлоплниным, амбициозна, открывает возможности для массированных инвестиций в развитие СКФО, но она размывает проблему российской идентичности на Северном Кавказе, которая не сводится только к финансово-экономическим аспектам, а имеет определяющее ценностно-культурное измерение, человекоразмерность. Одновременно, как представляется, нельзя игнорировать религиозные аспекты происходящего на Кавказе, где в течение последних лет произошел процесс «растекания джихада» и сложилось устойчивое сетевое сообщество боевиков-исламистов. Пытаться разрешить эту проблему, в основе которой лежит постоянно развивающаяся идеологическая доктрина радикального исламизма, а также проблему деформации региональной идентичности исключительно материальными мерами, увеличением числа рабочих мест представляется не совсем верным. Попытка объяснения роста исламистских настроений исключительно экономическими вопросами заводит в тупик, поскольку косвенную связь между этими явлениями невозможно уничтожить исключительно увеличением числа рабочих мест. Отсутствие альтернативной идеологии или хотя бы попыток ее формулирования и формирования государством осложняет ситуацию в северокавказском регионе. Без решения этого вопроса невозможно преодолеть и кризис идентичностей. В этой связи практически сразу же после публикации Стратегии стали появляться предложения о необходимости ее переосмысления и улучшения. В этой связи «Стратегия» развития СКФО должна быть «заточена» на поиск ключевых механизмов и технологий регионального менеджмента, снижающих воспроизводство конфликтогенных факторов, порождающих проявления сепаратизма и терроризма. Региональная конфликтогенность – следствие динамичного развития социума, неравномерности и разновекторности протекания на территории региона процессов модернизации (или их противоположных форм – натурализации, деиндустриализации, консервации и т.п.). Поэтому для Северного Кавказа, в отличие от других регионов России, предпочтительной может стать «Стратегия», разработанная не по типовому шаблону, а та «Стратегия», которая будет ориентирована по «всему фронту» на снижение действия долгосрочных, устойчивых, «укорененных» конфликтогенных факторов, имеющая непременную антитеррористическую направленность. Тем не менее, негативные сценарии развития ситуации на Северном Кавказе не являются фатальными, а проблемы СКФО неразрешимыми. Для их решения необходимо желание, политическая воля, полномочия, ресурсы, современное управление процессами. Безусловно, федеральным и региональным властям придется снизить степень давления на общество таких негативных атрибутов российской современности, как клановость, казнокрадство и коррупция. И, конечно, нельзя утратить те позитивные результаты, которые были достигнуты в предыдущие годы по формированию и укреплению общероссийской идентичности в регионах страны, в том числе на российском Юге и Северном Кавказе. 5. Статья 19 (ФЗ «О Национально-культурных Автономиях»). Финансовая поддержка национально-культурных автономий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

На сегодняшний день существуют различные ФЦП, которые подразумевают поддержку этнокультурных групп населения. Например ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев»,"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера".

6. В России быстро растет число фольклорных ансамблей, все больше детей увлекается игрой на национальных музыкальных инструментах, народными танцами и песнями. В настоящее время в стране насчитывается более 300 тысяч самодеятельных народных коллективов, в которых принимают участие более 4-х миллионов человек, из них более половины - молодежь. В фольклорных фестивалях принимают участие сотни коллективов. В данной связи - одно из приоритетных направлений деятельности Мин-культуры России - государственная поддержка традиционного народного искусства, поддержка носителей народных традиций. С этой целью учреждается премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Гарантии возможности сохранения художественных ценностей регулируются Статьей 13. «Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры.» в ФЗ «О культурно-национальных автономиях».

7. Одной из причин, неэффективности национальной политики, является отсутствие государственного органа, ответственного за ее реализацию. В течение ряда лет этими вопросами занимались разные ведомства, сейчас вопросы национальной политики в ведении Министерства регионального развития. Вместе с тем, многие эксперты считают это недостаточным. «В многонациональной России обязательно должно быть Министерство национальностей». Особое внимание необходимо уделить системной воспитательной и просветительской работе с подрастающим поколением. Еще одним немаловажным фактом является то, что на сегодняшний день фактически отсутствует финансовая основа национальной политики . В федеральном бюджете нет отдельной статьи, посвященной этой сфере. Министерство финансов игнорирует требования предусмотреть подобные расходы. Из-за отсутствия финансирования нет возможности проводить системный мониторинг этнополитической ситуации в регионах. Не подкрепленные деньгами, неэффективно работают уже принятые законы, например закон о национальных культурных автономиях. Кроме того, необходимо обратиться к средствам массовой информации с призывом не допускать распространения в СМИ высказываний и материалов, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти.

утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

I. Современная ситуация в области национальных отношений в Российской Федерации

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий. После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия. Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян; обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку. На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений. Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений. В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве. Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

Национальная политика всегда являлась частью деятельности любого государства. Она должна регулировать любые общества. Ее направления и цели напрямую зависят от ориентации политики государства. Некоторые страны специально разжигают Такой подход характерен для режимов фашистской (националистической) направленности.

Национальная политика в развитых демократических странах, наоборот, строится на принципах уважительного отношения ко всем людям, независимо от их происхождения. Политика государства в них направлена на формирование толерантности, сотрудничество и тесное сближение наций. Основной ценностью в демократических странах является жизнь человека, а также его свободы и права независимо от его национальной принадлежности. Смыслом демократичной и гуманистической политики является максимальное согласование интересов разных народов, реализация их по принципам уважения каждого человека. Национальная политика - это система мер государственного воздействия, призванная создать благоприятные условия для каждого индивида и всех народов.

Важной задачей является предупреждение возможных конфликтов на почве национальной вражды. Национальная политика России имеет перед собой очень сложные и важные задачи по решению возникающих проблем в Для этого необходимо проведение четко продуманных действий, с одной стороны направленных на сохранение и развитие самобытности всех народов, а с другой стороны - на сохранение целостности государства. Российская национальная политика, как и в других основывается на документах, которые определяют эту политику. К таким документам относится Конституция РФ и «Концепция национальной политики РФ». Основными их принципами являются следующие:

Равенство свобод и прав независимо от расы и национальности человека;

Запрещение ограничения прав граждан;

Равноправие;

Гарантия всех прав;

Содействие развитию языков и культур.

Последовательная реализация этих отвечает насущным интересам всех проживающих в стране народов.

Национальная политика разных государств может менять свой характер от этнических чисток и национального террора, искусственной ассимиляции, до частично политической или полной культурной автономии разных народов. По сути своей она отражает политику многонационального государства в отношении к населяющим его народам.

В России данная политика направлена на эволюционное развитие полной национальной жизни всех народов в рамках федерации и на создание равных отношений между ними, формирование механизмов разрешения любых конфликтов. Любому, даже малочисленному народу, проживающему на территории страны, предоставляются все права (вплоть до предоставления территорий под государственные национальные образования). Считается, что такая национальная политика правительства России действительно позволяет сохранить очень шаткое межнациональное равновесие. В последнее время наметились основные тенденции национальной жизнедеятельности, вероятные ее перспективы, позволяющие сформулировать предложения по межнациональной консолидации граждан России и по укреплению ее единства и государственности:

Необходимо разработать научную теорию гармонизации межнациональных отношений и программы жизнедеятельности нашего общества, соответствующей ей;

Создание программы действий, исходящей из практического и юридического соблюдения региональных и национальных всех субъектов Федерации;

Возрождение великой и сильной державы с развитой экономикой и демократическими порядками.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются :

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики. - М., 1994.
2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.
3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
4. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М., 1993.
5. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.
6. Разделит ли Россия участь Союза ССР. - М., 1993.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
9. Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.
10. Этнос и политика. Хрестоматия. - М., 2000.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1918 Умер - российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, директор Музея антропологии и этнографии, академик РАН.
  • 1995 Умер Владимир Антонович Оборин - советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала.
  • 2014 Умер Евгений Васильевич Цуцкин российский археолог, этнограф и историк географии, исследователь Калмыкии.
Загрузка...
Top