Внешняя политика ссср. Внешняя политика ссср Внешняя политика ссср в 60 годы кратко

Внешняя политика СССР в середине 60 - начале 80-х годов

  • Совещание в Хельсинки (1975)
  • Обострение международной обстановки в конце70-х годов.
  • Ввод советских войск в Афганистан (1979)

В конце 60 - начале 70-х гг. международное положение СССР значительно улучшилось. Многие мировые лидеры поняли, что необходимо отказаться от политики холодной войны и перейти к разрядке международной напряженности между государствами с различным строем.

Международное положение СССР в 60 - 70-х годах

Во многом это произошло благодаря тому, что СССР в этот период добился военно – стратегического паритета с США. Советский Союз уже обладал межконтинентальными баллистическими ракетами класса «земля-земля», «земля -воздух», атомным подводным флотом. Война могла начаться внезапно, даже из-за технических ошибок. Но в начале 70-х гг. создалась возможность для ослабления угрозы атомной войны, для установления доверия между странами.

Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами

В 70-х гг. на съездах КПСС была выдвинута так называемая Программа мира.

Ее основными положениями были:

подготовка общеевропейского Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

обязательство СССР не применять первым ядерное оружие.

ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;

заключение договоров с европейскими странами о признании территориальных изменений в Европе после Второй мировой войны

запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия;

недопущение гонки воору-жений в космосе (СОИ - стратегическая оборонная инициатива США);

В начале 70-х гг. состоялись визиты президента Америки Р. Никсона в Москву и Л. И. Брежнева в США. Результатом советско-американских встреч на высшем уровне явились первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. - по ОСВ-1, в 1978 г. - по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Но атмосфера недоверия сохраня-лась. Президент США объявил программу «Звездных войн» (СОИ).

Западные страны, в том числе и США, также стали искать пути к разрядке международных отношений. В 1968-1971 гг. СССР, США, Англия подписали договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения атомного оружия на дне морей и океанов. Была установлена прямая линия телефонной связи между Москвой, Вашингтоном, Лондоном, Парижем.

В первой половине 70-х гг. совместные действия великих держав принесли положительные результаты. Была закончена война во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. В 1975 г. совершен совместный полет американских и советских космонавтов - «Аполлон - Союз».

Совещание в Хельсинки (1975)

Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне, где присутствовали руководители тридцати трех европейских стран, США и Канады. На Совещании выступили все главы делегаций, которые одобрили текст Заключительного акта. В нем провозглашались:

уважение прав человека;

суверенное равенство;

неприменение силы;

нерушимость границ;

мирное урегулирование споров;

невмешательство во внутренние дела;

Однако в конце 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений

Отношения СССР со странами соцлагеря

70-е годы - период активного международного сотрудничества СССР со странами соцлагеря. В 1971 г. по линии СЭВ принимается комплексная программа социально - экономической интеграции. Часто проводились встречи руководителей братских компартий, особенно встречи в Крыму с Брежневым в неофициальной обстановке.

Но они носили, как правило, парадный, малоконструктивный характер. До полной «стабильности» в отношениях между социалистическими странами было далеко.

21 августа 1968 г. войска пяти государств - членов ОВД (СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии) вошли на территорию ЧССР. Восстание было подавлено. Многие компартии Западной Европы подвергли эту акцию жесткой критике. Только при М. С. Горбачеве в конце 80-х гг. советское руководство признало, что это было вооруженное вторжение СССР в пределы другого государства.

В 1968 г. в Чехословакии начался отказ от сталинской модели социализма, были предприняты попытки демократического «облика социализма», получившие название «Пражская весна». Первоначально советское руководство приветствовало этот процесс. Но вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых события в Чехословакии оценивались как отказ от основных социалистических принципов.

Обострились отношения с Китаем. Мао Дзэдун прекратил сотрудничество с СССР практически во всех сферах, а в 1969 г. произошел вооруженный конфликт на амурском острове Даманский, приведший к большим людским потерям с обеих сторон.

В 1979 г. произошли военные столкновения между Китаем и Вьетнамом. Благодаря позиции Советского Союза, вставшего на сторону Ханоя, войны удалось избежать.

Обострение международной обстановки в конце70-х годов. Ввод советских войск в Афганистан (1979)

Конец 70-х гонка вооружений

опасность ядерного уничтожения планеты.

Официальная концепция международной политики западных стран в этот период было

Экономическое истощение Советского Союза

Подрыв влияния СССР в мире.

Цели американцев:

«сдерживание советских геополитических и идеологических амбиций»

Брежневское руководство

главная причина международной напряженности

действия Запада, оттуда исходит угроза войны

для обеспечения равновесия сил надо

наращивать военный потенциал Организации Варшавского Договора.

Крупные внешнеполитические просчеты конца 70-х гг.

СССР включился в гонку вооружений, и по некоторым видам вооружений, по численности армии Советские Вооруженные Силы превзошли ВС США.

подрывал и доверие к заявлениям Москвы о необходимости мирного сосуществования

подпитывался тезис о советской военной угрозе;

В декабре 1979 г. в Афганистан были введены советские войска («для защиты революции»).

Это непродуманное и преступное решение было принято в узком кругу советских руководителей. Многие члены правительства и весь народ узнали об этом лишь из средств массовой информации.

Вывод советских войск был осуществлен только в 1989 г. при М. С. Горбачеве.

В афганской войне:

погибло более 15 тысяч советских солдат

Ранено 35 тысяч

пропало без вести более 300

В годы войны погиб 1 млн. жителей Афганистана.

Внешняя политика СССР брала в основу решение проблем данного периода - уменьшение противоборства между Востоком и Западом.
Взаимоотношения между СССР и капиталистических стран приобрели наиболее взвешенный характер.
Главной целью внешней политики СССР было ослабление международной напряженности и для этого было просто необходимо подписание ряда договоренностей: соглашение по Берлину Западному, подписанное 4-мя сторонами данного соглашения, американо-советский договоренности, связанные с ограничением систем ПРО (противоракетной обороны).
Осенью 1964 года перед СССР стояли такие главные задачи, как: нарушение единства всех социалистических государств, из-за Карибского кризиса отношения между странами были недоверчивыми, безрезультатные отношения со странами 3-его мира. Руководство Брежнева обозначили перед собой значимые задачи внеш. политике страны, необходимые для срочного разрешения. Задачи были следующие: устранение угроз распада соц. Лагеря и сплочение его теснее в политическом, экономическом и военном смысле, нормализация отношений Восток – Запад, продолжение политики поддержания инновационных движений и режимов по всему миру. Эта политика в основном была направлена на страны, находящиеся под сферой влияния СССР.
В 1966 году (летом) президент Французского государства Шарль де Голль посетил Москву с визитом, в 1970 году - канцлер ФРГ Брандт В. Посетил столицу СССР с целью подписания договора о неприменению силового воздействия во взаимных отношениях между странами. Во время переговоров было осуществлено подтверждение границ после 2-ой Мировой войны. Ближе к концу декабря 1972 года. Федеративная Республика Германии заявила всем странам о том, что она признает Германскую Демократическую Республику. Обе германские республики были приняты в ряды Организации Объединенных Наций.
В 1972 году на встрече с президентами США предыдущим Никсоном Р. и занявшим его пост Фордом М.. Начал намечаться курс на разряжение напряженных отношений между двумя сверхдержавами.
В мае 1972 года в Москве состоялось заключение договора ОСВ-1. Все стороны данного договора согласились на условия, нуждающиеся в ограничении количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет против подводного базирования. В 1978 году заключается еще один договор ОСВ-2 о уменьшении ядерных испытаний, проводимых под землей и ПРО: Объем американо-советской торгового оборота вырос в восемь раз.
В июле 1975 года в столице Финляндии провели СБСЕ - Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. В этом совещании приняло участие тридцать три государства. В итоге страны-участники подписали договор СБСЕ, в который содержал следующее: равенство и суверенитет государств, целостность территорий, прочность границ, урегулирование споров мирным путем, внутренние дела государства оставались принципами для решения этого государства, но никак не должны вмешиваться в решение этих вопросов другие страны, к правам человека относится с уважением, все народы равноправны, выгодное сотрудничество на взаимных условиях, международное право должно выполняться в обязательном порядке.
Продолжает свое развитие сотрудничество с народно-демократическими странами. Перед СССР стал вопрос в укреплении страны – было необходимо объединить и укрепить между собой в отношениях как экономических, так и политических и военных.
В 1971 году плодотворное влияние на преобразование экономической ситуации стран социалистического лагеря оказала программа по экономическому интегрированию стран – участников СЭВ. Также в 1971 году СЭВ принимает программу комплексного углубления сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. На самом же деле этой программы «хватило» на 10 лет, после чего страны восточной Европы стали обеспечиваться со стороны СССР дешевыми видами энергоносителей таких как нефтепровод, газопровод и проведение космических программ, строительство промышленных предприятий и заводов в странах востока Европы.
Но изолирование СЭВ от экономики мира неблаготворно повлияла на темпы развития экономики, что и стало становиться причиной ситуаций кризиса в отношениях между странами социализма.
В 1969 году произошел конфликт территорий между СССР и Китаем и на острове Даманский это переросло в вооруженное столкновение двух стран.
Волну протестов, переросших в конфликтную ситуацию, произошла в Польше. Связана она была с резким ростом цен. В декабре 1981 года в Польше вводится военное положение.
В 1973 году между странами, подписавшими Варшавский договор, и блоком НАТО начинаю снова вестись переговоры об уменьшении вооруженных сил в Европейских странах.
В 1979 года все усилия по сокращению сил были перечеркнуты после введения войск СССР в Афганистан, что и привело к тупиковой ситуации. Порождение следующего этапа холодной войны стало игнорирование СССР предупреждений странами Запада. В конце 70-х – начале 80-х дипломатия между державами была полностью разорвана, и стороны, как и прежде, перешли к ядерным угрозам.

В середине 60х годов международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый со­циалистический лагерь находился в состоянии раскола, отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме. Руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР. В то время позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. США было вынуждено считаться с новыми военными реалиями, и пыталось достойно выйти из вьет­намского тупика. Западные политики видели гл. итоги разрядки не только в ослаблении напряженности. Но и в размывании тоталитарных структур власти в СССР. Тем не менее, к началу 70х началась постепенная нормализация отношений Востока и Запада. В августе 70г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными границы в Европе, и был зафиксирован отказ от применения сила. В сентябре 71г. было подписано соглашение о мирном решении вопросов между США, СССР, Англией и Францией. В мае 72г. были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны. 73г. – соглашение о предотвращении ядерной войны. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 01.08.75 заключительного акта совещания по безопастности и сотрудничеству в Европе главами 35 гос-в. Стержнем этого документа стала декларация принципов взаимоотношений стран: суверенное равенство, неприменение силы, нерушимость границ, территориальная целост­ность гос-ва, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека. Из-за противоположного понимания сущности заключенного договора судьба разрядки была не долгой. Вслед за начев­шейся компанией на Западе в защиту прав человека СССР начал размещение ядерных ракет на территории ГДР и ЧССР, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане разрядка оказалась похороненной вовсе.

В течение более10 лет (64-75г.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Вьетнаму в его борьбе против США. С июня 67г., после начала арабо-израильской войны, СССР занял однозначно проарабскую позицию. На стороне Индии СССР вытупил во время ее войны с Пакистаном. Многолетняя война за освобождение от колонизато­ров Анголы, Мозанбика и Гвинеи при поддержке СССР завершилась провоглашением их независимости. В Анголе, Эфиопии и Мозанбике был провозглашен курс на строительство социализма. Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории стран становились полигонами для проверки эффективности оружия, правильности планов. Крупнейшей военной авантюрой стала война в Афганистане. В гражданский конфликт полит. Сил оказался вовлеченным контингент советских войск, выступивший по приказу высшего руководства СССР 25.12.79 на территорию суверенного гос-ва. По офицальным данным в этой войне погибло 14тыс. советских солдат, потери афганского народа составили около 1млн. чел. Помощь афганскому народу обошлась СССР потерями десятков миллиардов руб. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире.

В странах Вост. Европы назревали кризисные явления в эконом. и полит. жизни. Советская тоталитарная мо­дель переставала работь. В декабре 67г. произошла смена руководства компартии в Чехословакии, в апреле 68г. была принята программа, реализация которой была названа “Пражской весной”. Программа открывала дорогу последова­тельной экономической реформе и всесторонней демократизации общества. Это была программа обновления социа­лизма, не посягавшая на его основы. Однако в Москве наростало беспокойство о “судьбах социализма”. Все закончи­лось введением в августе 68г. в Чехословакию войск СССР. Эта агрессивная акция усилила раскол среди стран социализма. Чехословацкий урок заставилсоветское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзни­ками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран В.Европы. Эти меры полу­чили название “доктрины Брежнева”. Тем не менее ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы. В 70г. начались массовые выступления рабочих в Польше, и хотя было введенно военное положение в декабре 81г., все закончилось падением коммунистического режима. С годами все более очевидным становился кризис системы, сущ-ей не только в СССР, но и др. странах.

Политико-экономическое развитие СССР в 60-70 гг

СССР занимал ведущую роль во многих направлениях науки и техники, освоении космоса, использовании атомной энергии. В течение пяти лет в Союзе наблюдался рост сельскохозяйственного производства.

Несомненным достижением Хрущева была сильная социальная политика, которая касалась практически всех сторон общественной жизни.

В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Пенсионный возраст снижался до 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Почти в 2 раза увеличился средний размер пенсий. Пенсии стали получать даже колхозники. Того же года начался постепенный (по отраслям) переход на семичасовой рабочий день, а с сентября 1959 г. предприятия, учреждения и организации СССР начали переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями при восьмичасовом рабочем дне. В 1956 г. была повышена заработная плата, упорядочено ежемесячное авансирование колхозов. В июле 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Миллионы квартир, построенных в городах и рабочих поселках Украины за десяток лет, существенно смягчили жилищную проблему.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Сохранение предыдущих производственных отношений, форм и методов руководства не принесли желаемых результатов. Три сверхпроекта Хрущева - освоение целины, расширение посевов кукурузы, программа животноводства (догнать и перегнать США в производстве мяса, масла и молока) не дали ожидаемых результатов. Украина продолжала шагать путем экстенсивного развития Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. - М.: Академия, 2003 - с. 67-70.

В этих условиях в верхних эшелонах власти постепенно готовилось смещения Хрущева.

В октябре 1964 p. на пленуме ЦК КПСС произошла смена партийного руководства СССР. Вместо Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Брежнев, при руководстве которого роль партаппарата в государственной жизни еще больше усилилась. В то же время Брежнев, укрепляя свое положение, продолжал осуществлять политику поддержки советской олигархии, гарантируя ей стабильное существование. Поворот в политике, начавшийся после октябрьского пленума ЦК партии, означал возвращение к консервативным, в определенной степени просталинской позиций. Но эта тенденция проявила себя не сразу. На первых порах были исправлены некоторые, как их называли - "волюнтаристские", недостатки предыдущего, хрущевского руководства. Однако вскоре стало ясно, что выдвинутый Л.Брежневым лозунг "стабильность" на самом деле означал отказ от любых попыток осуществления радикальных изменений, что вполне удовлетворяло консервативные руководящие силы, которые упорно держались за освященные традициями привилегии Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 209.

"Брежневский период» истории - период частичной реанимации командно-административной системы сталинского образца, период застоя и одновременно - поиска прогрессивными силами путей общественного обновления.

На рубеже 60-70-х годов Советский Союз вступил в период истории, за которым утвердилось название "застой", продолжавшийся до середины 80-х годов.

Брежневский неосталинизм сопровождался отдельными репрессиями против инакомыслящих.

Негативную роль в сохранении командно-административной системы управления сыграли догматизм в идейно-теоретической сфере, апологетика существующего порядка, выдача желаемого за действительное. Теоретической базой завышенной оценки состояния общества стала концепция развитого социализма, выдвинутая XXIV съездом КПСС как альтернатива утопистским теориям непосредственного строительства коммунизма.

Положение о строительстве развитого социалистического общества было закреплено в Конституции СССР 1977 p., где ему давалось такое определение: "Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности ".

Широковещательные заявления о достижении развитого социализма во многом не согласовывались с реальной жизнью. Командно-административная система управления тормозила прогрессивное развитие общества, негативно влияла на все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Непоследовательной оказалась и внешняя политика СССР. Так, в 60 - е и 70-е годы Советский Союз выступил как один из инициаторов политики "разрядки", принял участие в Хельсинкском процессе (1975 p.).

Вместе с тем основные направления внешнеполитической деятельности КПСС и Советского государства, практика реализации, как и раньше, определялись идеологией конфронтации, утверждением о невозможности длительного сосуществования социализма и капитализма, а тем более их широким и глубоким взаимодействием для решения глобальных проблем. Отсюда следовали попытки поддерживать революционно ориентированные общественные силы, особенно в странах так называемого «третьего мира», что приводило к разжиганию региональных конфликтов.

Один из примеров указанном - ввод советских войск в Афганистан в 1979 p. В то время международная атмосфера резко "пололодела". Советская командно-административная система применяла методы и относительно союзников по социалистическому лагерю: прекращение Советским Союзом "оттепели" в 1968 г. в Чехословакии с помощью войск Организации Варшавского договора Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 89-91.

Командно-административная система управления пагубно влияла на экономику страны. Вместе с тем нельзя отрицать, что в рамках этой системы все же делались отдельные попытки решения некоторых экономических проблем. Правда, это удавалось только тогда, когда экономика развивалась на экстенсивной основе.

В сентябре 1965 г пленум ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", согласно которой во второй половине 60-х годов начала осуществляться хозяйственная реформа. Главная суть реформы (названной "косыгинской") заключалась в некоторой либерализации и демократизации хозяйственной системы. Создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли промышленности (роботостроения, микроэлектроника и др.), предпринимались попытки более гибкого планирования. Реформа благотворно влияла на развитие народного хозяйства. Пятилетку 1966-1970 гг. успешно завершили, а все последующие пятилетние задачи развития народного хозяйства уже не выполнялись.

К началу 70-х годов экстенсивные методы роста экономики в основном исчерпали себя, в то время как научно-техническая революция, развернувшаяся в мире, требовала перехода к интенсивным методам повышения производительности труда, научно-технического прогресса. Хранение же командно-административных методов управления с их чрезмерной централизацией и жесткой регламентацией сыграло исключительно негативную роль в этой сфере. Система оказалась невосприимчивой к новым формам управления и игнорировала положительные аспекты реформы, которые имели место.

В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке советская страна делала ставку на расширение продажи сырья. Однако в развитых странах быстро происходил процесс создания энергосберегающих технологий, что вызвало уменьшение спроса на топливо и снижение мировых цен на него. Поскольку экономика СССР входила в единый народнохозяйственный комплекс страны, то темпы упадка в ней также приобретали катастрофический характер. За 15 лет (с 1965 по 1980 г.) темпы роста производительности общественного труда уменьшились более чем вдвое. Планы по большинству показателей в СССР не выполнялись, а качество значительной части промышленной продукции не соответствовало мировым стандартам.

Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. Новая политика в отношении села, которую пытался разработать мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС, оказалась в целом неэффективной, хотя и способствовала решению отдельных проблем. Имея плодородные земли, страна превратилась в лидера по закупке зерна за рубежом. Попытки решить проблемы интенсификации сельского хозяйства как главного звена агропромышленного комплекса путем широкого развития межхозяйственной кооперации, создания агропромышленных предприятий и комплексов без учета экономических и социальных условий хозяйствования на селе, личных интересов работников обернулись большими потерями Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 92.

В условиях господства командно-административной системы явления давали о себе знать и в социальной сфере. Торможения темпов роста экономики в совокупности с остаточными принципами финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния народа. И хотя в рассматирваемое нами двадцатилетие наблюдалось повышение заработной платы трудящихся, осуществлялось жилищное строительство, предоставлялась бесплатная медицинская помощь, однако, жизненный уровень народа в целом оставался существенно более низким, чем в большинстве развитых капиталистических стран. Низкий жизненный уровень десятков миллионов советских людей, отсутствие эффективных стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации, нарастание таких негативных явлений, как спекуляция, коррупция, алкоголизм, наркомания и др. СССР вплотную приблизился к кризису социально-экономической системы.

Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. Ее развитие носило противоречивый и сложный характер. Основным было противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное в значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г.) . Так, по Конституции СССР 1977 p. составными элементами политической системы советского общества выступали КПСС, Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативно-колхозные объединения, общественные организации. Согласно ст. 6 Конституции СССР КПСС провозглашалась "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций" Новиков А.В.. Советская интеллигенция, Лубянка и Старая площадь в 1960-х - 1980-х годах. // Вопросы истории. - 2005. - № 9 - с. 32. На практике это означало полное господство КПСС, точнее ее партаппарата над всеми сферами жизни советского общества, в том числе над государством и государственными органами, общественными организациями как составными элементами политической системы. Внутри же самой КПСС в период застоя происходили негативные процессы, которые пагубно отражалось на политической системе советского общества. Партийные лидеры в некоторых случаях восстанавливали старые сталинские методы руководства и управления. Как и раньше, партия действовала внутри командно-административной системы управления, возвышаясь над всем, давая неоспоримые установки и команды, подменяя государственные и хозяйственные органы и теряя свою специфичность как политической организации.

Практически существовало смешение функций партийных и государственных органов, сращивание партийного и государственного аппаратов. Для стиля и методов партийной работы были характерны формализм и бюрократизм, исполнительно-приказной стиль в жизни партии. Одной из уязвимых сторон в функционировании КПСС оказалась кадровая, политика. Имитация многими руководителями своих служебных функций, подмена организаторской деятельности демагогией, распространение протекционизма, взяточничества, кумовства позволяли людям, не достойным доверия, десятки лет занимать высокие и ответственные должности.

70-80-е годы были отмечены прочной стабилизацией элиты и прекращением ее пополнения снизу. Система становилась замкнутой и закрытой. Всячески поддерживался культ Брежнева, сохранялась и укреплялась система вождизма на всех уровнях. Славословия в адрес Брежнева, начатое еще на XXIV съезде КПСС, усиливается на XXV и достигает апогея на XXVI съезде КПСС. Культ Брежнева требовал поддержания определенных качеств личности, отсутствие которых компенсировалось насаждениям чисто внешних аксессуаров: четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда, маршал Советского Союза, лауреат Ленинской премии в области литературы, золотая медаль им. Карла Маркса, орден Победы и тому подобное.

Недостатки в КПСС трансформировались на всю политическую систему советского общества, погрязшей в бюрократизме, которая продолжала терять гибкость, способность адекватно реагировать на общественные процессы. Явления в политической системе советского общества, в том числе ее главном элементе - Советском государстве, затушевывались парадными фразами о всемерное развитие демократии, что было не более чем демагогией. Яркий пример этому - принятие Конституции СССР 1977 p. и на ее основе - конституций союзных и автономных республик. Порядок принятия Конституции СССР 1977 p. был выдержан в демократическом духе. После рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР и майским (1977 p.) Пленумом ЦК КПСС проекта конституции, он был обнародован для всеобщего обсуждения, которое продолжалось почти четыре месяца. В течении обсуждения документа получено около 400 тыс. предложений, но учтена была лишь небольшая часть поправок, которые носили главным образом редакционный характер. Проект конституции вновь обсуждался на пленуме ЦК КПСС и 7 октября внеочередной сессией Верховного Совета СССР был утвержден.

Исходными для содержания конституций стали тезисы о том, что в стране построено общество развитого социализма и в связи с этим нарастает процесс социальной однородности. Положения конституции не учитывали реалий общественного развития и не отвечали им. Большинство из них имели декларативный характер. Например, в Конституции СССР отмечалось, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Однако в действительности народ был отчужден от участия в управлении государственными и общественными делами, а представительные органы оттеснил аппарат, который все больше бюрократизировался Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 106. СССР был псевдонародным государством. Конституция СССР провозглашала широкий круг прав и свобод граждан, посвятив этому отдельную главу. Однако механизм реализации прав граждан был ненадежен, а то и вообще отсутствует. Для реализации наиболее существенных социально-экономических прав, например права на жилье или на здравоохранение, явно не хватало средств, ибо в финансировании социальной сферы действовал остаточный принцип.

РЕФЕРАТ

по отечественной истории

Тема: «Внешняя политика СССР в 1960-70-е гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения»

Введение………………………...……………………………………………...3

1. Цели и задачи внешнеполитического курса СССР в 1960-70-е гг……...4

2. Основные направления и мероприятия внешней политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева…………………………………………………7

3. Хельсинские соглашения – сущность и значение………………………10

4. Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е гг………..12

Заключение………………………………………………………………...…14

Список использованных источников……………………………………….15

Введение

В 60-70-е гг. характеризуются активностью советской внешней политики. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным.

В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе.

Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 – первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.

1. Цели и задачи внешнеполитического курса СССР в 1960-70-е гг.

Главные задачи в внешнеполитической деятельности СССР в 60-е гг. заключались в обеспечении благоприятных условий для решения задач коммунистического строительства. Усилия СССР были направлены на укрепление единства социалистических стран, расширение сотрудничества с развивающимися странами, развитие мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Но при этом стратегической задачей во внешней политике по-прежнему было «втягивание» стран на социалистический путь и всестороннее сотрудничество с такими странами, но при руководящей роли СССР.

Сотрудничество соцстран наиболее ярко проявлялось в сфере экономических отношений. Центром экономического сотрудничества являлся СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В начале 60-х гг. увеличился состав участников СЭВ.

Важным средством подъема экономики стран-членов СЭВ явилось кооперирование усилий при сооружении крупных народнохозяйственных объектов. Примером такого кооперирования стала прокладка нефтепровода «Дружба», который проходит по территории 5 государств-участников СЭВ: СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР.

Советская нефть позволяла странам СЭВ обеспечить необходимым сырьем химическую и др. отрасли промышленности. СССР также поставлял в эти страны газ, железную руду, лесоматериалы, горношахтное оборудование, автомобили, тракторы и т.п. Страны СЭВ ввозили в СССР суда, с/х технику, станки и механизмы для химической, легкой и пищевой промышленности, ж/д вагоны и т.п. Все это свидетельствовало об эффективности торговых связей.

С начала 60-х гг. было развито совместное возведение промышленных предприятий на компенсационной основе. Строительство происходило при кредитном участии стран СЭВ. Кредиты возмещались путем поставок вырабатываемой на этих предприятиях продукции.

В первой половине 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с буржуазными странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, произошел исторический поворот в развитии отношений между СССР и ФРГ. Были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Регулярно проводились встречи на высшем уровне.

Новым явлением в экономических отношениях с капиталистическими странами стало заключение долгосрочных контрактов и соглашений на компенсационной основе. Они предусматривали, что на основе кредита капиталистические страны поставляют в СССР оборудование для разработки месторождений полезных ископаемых и для сооружения промышленных предприятий. Возмещение кредитов производится поставками продукции, создаваемой на этих предприятиях. Все это, без сомнения, красноречиво говорило о том, что мир в 70-х гг. переходил к фазе мирного сосуществования стран и к экономическому сотрудничеству во благо каждой стране, но, естественно, каждая страна действовала в своих интересах.

К середине 70-х гг. были все условия для проведения общеевропейского совещания по вопросам безопасности. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 гг. В июле – августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канада. Этот акт зафиксировал и узаконил социально-экономическое и экономико-военное положение, сложившееся в тот момент в мире. Признавалась нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Также наиболее важным представляются новые важные положения относительно прав человека. Были провозглашены: свобода совести; права человека знать свои права и действовать в соответствии с ними; свобода выезда из страны и право возвращения в нее; право на справедливый суд; и другие демократические права человека.

Участие СССР в данном международном совещании, а тем более подписание Заключительного акта, налагало на правительство определенную ответственность за внедрение их в СССР и в международных отношениях. Что же касается статей, касающихся прав человека, то как бы легализовалось правозащитное движение в СССР, которое получило своего рода законодательную основу, хотя в СССР на практике это было далеко не так. Работу правозащитников власти старались пресечь, волна диссидентского движения вызвала непрерывную цепь судов, ссылок, пребывания в психбольницах.

Но, несмотря на все негативные тенденции в СССР, международное совещание в Хельсинки несло в себе немало положительных сторон и успехов в попытках установления мира и свободы в странах и в подготовке настоящего демократического движения, особенно развернувшегося в конце 88-х – 90-х гг.

Введение войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г., войну в Афганистане в 1979 – 1989 гг.

Во второй половине 60-х гг. во внешней политике СССР проходили существенные сдвиги. Среди них был и позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях реальной угрозы ядерной войны. Но при этом стратегическая цель советского руководства в 60-е – начале 80-х гг. (установление значительной и решающей роли в мире) не изменилась.

Следует отметить, что СССР в данный период в своей практике с социалистическими странами несколько отошел от прежней практики главенствующего положения над ними. В этих странах стали проводиться экономические реформы, фактически, не отвечавшие «классическим» представлениям о коммунизме. Все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими странами, причем даже в ущерб связям внутри СЭВа.

Однако при всех вышеперечисленных факторах увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими были далеко не равноправными, СССР все по-прежнему определял основные направления деятельности своих союзников. Любые попытки соц. стран провести глубокие реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких «пресечений» могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летнюю войну в Афганистане.

2. Основные направления и мероприятия внешней политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева

Период правления Никиты Сергеевича Хрущева именуется «оттепелью». Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С.Хрущева, трудно придерживаться одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед «холодной войны», не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, военных конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова вернулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.

Выбор темы обусловлен интересом к деятельности Никиты Сергеевича Хрущева и к периоду его правления.

В указанный период возглавлял правительство Л.И. Брежнев, правление которого было названо в публицистической и научной литературе «временем застоя». Так называемая брежневская «стабильность» означала отказ от серьезных реформ, возвращение к испытанным методам руководства страной. В эти годы быстро нарастали противоречия социализма, полностью исчерпала себя командно-административная система, экономическая политика представляла собой тщетные попытки преодолеть замедление темпов роста, перейти на интенсификацию производства, поднять производительность общественного труда. Все это в конечном счете привело к крушению социализма.

В 70-е гг. темпы роста экономики замедлились, хотя годы 8-й пятилетки (1960-1970) были самыми благоприятными при Брежневе (нац. доход в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии – на 54%, продукция машиностроения – на 74% и т.д.). Но не все было так гладко. Развитие многих отраслей промышленности отставало от реальных потребностей народного хозяйства, ощущалась нехватка товаров народного потребления, отставали качественные показатели.

Несомненно, важнейшая причина торможения заключается в том, что экономика осталась на рельсах экстенсивного развития, что приводило к сокращению прироста важнейших производственных ресурсов – трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Снижался престиж сложного, квалифицированного труда и ликвидировались стимулы роста квалификации производительности труда из-за уравниловки на производстве, которая выполняла установку на сближение социальных групп.

Неэффективность наблюдалась также и в финансовой политике. Масса денег в наличном обращении увеличилась примерно в 3 раза, а производство товаров народного потребления – лишь в 2 раза. Фактически, больше половины всех сбережений были вынужденными. Росли дотации к ценам.

Трудности в экономике поставили вопрос о переходе от экстенсивных к интенсивным методам ее функционирования. Было явным исчерпание трудовых ресурсов, значительное отставание от западных стран по производительности труда, моральный и физический износ основных производственных фондов. На очередном съезде КПСС в 1971 г. было намечено обеспечение НТП, что можно достигнуть путем совершенствования планирования и управления экономикой, укреплением дисциплины, жесткой экономией сырья, материалов, электроэнергии. Важнейшую роль при этом отводили развитию машиностроения.

Но и эти мероприятия не помогли. Продолжалось замедление темпов роста, углубление кризиса в экономике. И лишь увеличение транспорта нефти и др. видов сырья позволяло экономике создавать видимость нормального функционирования. Не следует забывать и об военных расходах государства, которые, по данным А.Д. Сахарова в 70-е гг. составляли до 40 % от национального дохода и примерно 25% от ВВП. В тяжелом состоянии было с/х, которое в 70-е гг. было не в состоянии полностью обеспечить страну продуктами, что приводило к закупкам за рубежом. Резко упали темпы прироста сельскохозяйственной продукции.

Государственное планирование не оправдало возложенных на него ожиданий. Планы часто были не обоснованны (не увязывались с материально-трудовыми ресурсами). В системе управления были огромные возможности для злоупотреблений. Госсектор был малоподвижным, не склонным к глубоким преобразованиям.

Итак, в начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших проблем были очевидны для многих.

3. Хельсинские соглашения – сущность и значение

Московская Хельсинская Группа – старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций.

Группа была создана в 1976 году, то есть еще в брежневские времена. Мы называемся Московской Группой, потому что Группа была создана в Москве. Хельсинской же мы называемся из-за того, что Группа была образована на базе заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который был подписан 1 августа 1975 года в Хельсинки. Этот заключительный акт по безопасности и сотрудничеству для краткости называют «Хельсинскими соглашениями».

Хельсинские соглашения подписали руководители 36 государств Европы (всех стран Европы за исключением Албании). Советский Союз также подписали эти соглашения. Кроме европейских стран их подписали Соединенные Штаты и Канада. И, казалось, какое дело советским правозащитникам до соглашения, подписанного главами государств? Об этом чуть позже.

Это соглашение было очень выгодно для Советского Союза. Там, в частности, говорилось о том, что государства, подписавшие эти соглашения, обязуются не посягать на границы друг друга, признавать те границы, которые есть. Для Советского Союза значило очень много, потому что до тех пор мировым сообществом не были признаны ни захват Прибалтийских республик, ни то, что СССР отхватили у Румынии и Польши часть территории. Но там об этом в соглашениях прямо не говорилось. Не посягают на границы – это как бы мирное соглашение, которое, кстати, после войны так и не было подписано.

Кроме того, были соглашения о взаимном предоставлении кредитов, технологий и т.д. Естественно, это была бы игра в одни ворота. Это все было очень выгодно. Л.И. Брежнев, который подписал эти соглашения, и советские дипломаты считали это очень большой дипломатической победой Советского Союза. Но самый последний раздел был посвящен гуманитарным вопросам. В частности, там речь шла о том, что должна быть облегчена процедура оформления поездок граждан Советского Союза за рубеж (тогда, как известно, было трудно выехать). Также там говорилось о культурном обмене. А еще там была такая фраза о том, что все государства, входящие в это соглашение, обязуются уважать Всеобщую Декларацию прав человека и основные права человека, перечисленные там.

4. Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е гг.

В 1964 г. был образован Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), что заменило систему двусторонних расчетов по принципу равенства взаимных поставок и платежей на то, что все средства по товарообороту идут через МБЭС путем перевода средств со счета одной страны на счет другой. Позднее в целях концентрации средств стран СЭВ для капитального строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ).

Большое внимание уделялось связям стран СЭВ в научной, культурной областях. Огромное значение имело укрепление военной мощи стран социалистического содружества. Проводились совместные военные учения, в СССР готовили офицерский состав для соцстран. На совещаниях Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского договора решались важнейшие международные вопросы.

Но при всех вышеперечисленных факторах взаимоотношения между соцстранами были далеко не равноправными. Любые попытки соцстран провести реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких «пресечений» могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летняя война в Афганистане (1979 – 1989 гг.).

В начале 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с капиталистическими странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, ФРГ, были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Причем экономические связи соцстран с капиталистическими странами были часто в ущерб СЭВ.

Большое значение имело совещание глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г., на котором было узаконено и зафиксировано социально-экономическое и военно-политическое положение, сложившееся на тот момент в мире. Признавались нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Немало уделялось внимания вопросам, касающихся прав человека.

Однако все положительное на совещании в Хельсинки было перечеркнуто в 1979 г. решением советского правительства о вторжении в Афганистан. В результате чего престиж СССР как миролюбивого государства был подорван.

Итак, внешняя политика СССР в 60 – 70-е гг. была довольно противоречивой. Были достигнуты несомненные успехи, но в то же время были допущены серьезные ошибки. Советское правительство слишком большое внимание уделяло идеологическим догмам, а не реальным общечеловеческим ценностям.

Подписание Хельсинских соглашений предполагало «подтягивание» ситуации с правами человека в СССР и странах Советского блока до уровня демократических стран-участниц Хельсинских соглашений. К сожалению, такой уровень не достигнут в нашей стране и поныне, но им была установлена некая точка отсчета для требований в области прав человека по Хельсинским соглашениям. Требования предъявлялись, причем с каждым годом все настойчивее, и для того, чтобы минимум заработал, понадобились годы.

Заключение

В данной работе мы попытались проследить сложную и неоднозначную историю СССР этого периода. На протяжении все истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер. В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Над ней смеялись, пусть неоткрыто, но все-таки это имело место. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры. Во время восьмой пятилетки была предпринята попытка реформирования экономической сферы. Инициатором реформ являлся А.Н.Косыгин. В силу многих причин реформа не удалась, «ушла в песок». Вообще, реформам – даже крайне умеренным, эволюционным – противостояли реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Реформы были обречены и по другой причине. Преобразования в экономике стране не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Подавляющее большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности. В области внешней политики СССР дела колоссальные затраты на войны во Вьетнаме, Афганистане и т.д. Ведение холодной войны отнимало огромные средства: США поставили своей целью истощить Советский Союз масштабной гонкой вооружения. Этот период в истории СССР носил затяжной, мучительный характер и завершился, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список использованных источников

1. Бартенев С.А. Экономическая история. М., «Экономист», 2004. – 390с.

2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М.: Прогресс, 2004. – 480с.

3. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. – М., «Мысль» 2005. – 398с.

4. Лельчук В.С. СССР в 70-е годы. – М.: Прогресс, 2005. – 405с.

5. Лукьянов Ф. Доктрина Брежнева – доктрина Буша // Россия в глобальной политике. – 2003. - №8.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. – М.: Наука, 2006. – 715с.

7. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941 – 1991. – М.: Логос, 2004. – 420с.

Загрузка...
Top